НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 3)
Архив выпусков новостей: [1] [23 [4] [5] [6] [7] [8] [9] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       И снова наш выпуск оказался приуроченным к «празднику». Праздник хоть и не календарный, но вполне «народный» - 1 апреля - день смеха. Скажу прямо, настроение у меня не очень веселое... На днях меня «облапошили» (в прямом смысле этого слова) на Савеловском рынке на сумму более полутора тысячи рублей. Деньги не бог весть какие, но настроение испорчено надолго... Обидно за российский компьютерный рынок. Мне уже начало было казаться, что он стал вполне «цивилизованным», но как выяснилось, «лохотронные» методы еще процветают и торжествуют...
       Какое все это имеет отношение к нашему архиву? Да никакого... Разве что, именно работа на подготовкой очередного выпуска помогала мне скрасить общее нерадостное настроение первого весеннего месяца... Интересно, что наиболее положительное влияние на моральное состояние оказывает именно безвозмездная работа. Может быть потому, что она принципиально не может нести отрицательного начала - нет обманутых надежд, а есть только результат, который рано или поздно окажется востребованным. Мораль: присоединяйтесь к работе над архивом - и вам гарантировано хорошее настроение!..
       Ну, а теперь, после вымученной попытки пошутить, самое время перейти к обзору новых поступлений. Сразу предупреждаю: «смешной» музыки не будет!


[Новости] Комментарии [Планы]

       По сложившийся традиции представлять новые поступления начну с крупных сочинений и циклов. К тому же, так будет заметней то, что мы и в самом деле всерьез принялись за выполнение «программы» под кодовым названием «крупная форма». Поверьте, это не так уж и просто. Прежде, чем взяться за очередное крупное сочинение современного автора, много раз взвесишь все «за» и «против». У меня есть несколько очень интересных сочинений, я давно уже похотливо посматриваю на них. Но внешний вид этих произведений, похожий на экран выключенного монитора, заставляет подумать, а стоит ли обрекать себя на неделю кропотливой работы результатом которой будет всего один (пусть и очень большой) MIDI-файл? Или, может быть, лучше сделать поменьше, но несколько?...
       А. Мосолов. Соната № 4, соч. 11. На самом деле Мосолов не так «страшен, как его малюют»... В том смысле, что делать его музыку не очень сложно, несмотря на то, что звучит она весьма «угрожающе». Единственный неудобный момент - почти все время звучат крайние регистры фортепиано, из-за чего эту музыку не очень удобно играть и редактировать. А вот «рванный» ритм и «клочковатая» форма только облегчают задачу - не нужно заботиться о естественности движения. Удобной для работы, как ни странно, оказывается «многозвучность» - труднее всего, как известно, добиться выразительного звучания на синтезаторе одноголосной мелодии... Более подробно об этой сонате можно прочитать в статьях Холопова и Барсовой.
       Г. Банщиков. Соната № 4. По чистой случайности рядом оказались две «четвертые» сонаты. Тем наглядней отличие музыкальной эстетики Мосолова и Банщикова (хотя не думаю, что найдется много желающих сравнивать этих композиторов). Первое мое впечатление от музыки Банщикова, с которой я познакомился еще до поступления в консерваторию, было агрессивно-отрицательным. Настолько, что я не удосужился даже запомнить, что это были за сочинения. «Силлогизмы», имеющиеся в нашем архиве, маломальского представления о его музыке не дают. А вот 4-я соната меня приятно порадовала. Если все же говорить об эстетике этой музыки, то она ближе к эстетике Шостаковича, а не Мосолова. Фактура аскетична, но автор умудряется не перейти ту границу, за которой находится «пустыня сухости». При всей своей камерности и прозрачности, музыка очень выразительна...
       Г. Банщиков. Соната № 4, I часть. Почти лишена динамического развития, как бы возвращая нас в эпоху старинной сонатной формы. В то же время, частое применение терцовых последовательностей привносит и что-то «брамсовское». Ничего похожего мне пока неизвестно. Аналогию можно провести разве что с некоторыми сочинениями Слонимского, которому, кстати, эта соната и посвящена. Но у Слонимского «брамсианство» преподносится почти как стилизация, здесь же оно тонко вплетается в современный, почти конструктивистский музыкальный язык...
       Г. Банщиков. Соната № 4, II часть. Думаю, что комментарии излишни. Ради интереса можно сравнить с последней частью 2-й сонаты Шостаковича... Но что самое интересное, подобное сходство материала и его изложения (но не развития) ни в коей мере не принижает ценность этой музыки, а скорее, как это ни парадоксально, подчеркивает ее оригинальность...
       Г. Банщиков. Соната № 4, III часть. Пожалуй, наиболее «традиционная» для музыки XX века часть в этой сонате. Традиционна своей типичностью, выраженной в моторно-токкатном жанре. Но и в этом, казалось бы, уже набившим оскомину жанре, автор все равно находит возможность для интересных решений...
       Г. Галынин. Сонатная триада. Для XX века цикл довольно необычен. В нем собраны не какие-нибудь там прелюдии или этюды, а самые что ни на есть сонаты, хоть и одночастные. Такое могли позволить себе во времена Бетховена, но к XX веку сонатная форма развилась в самодостаточную и концептуальную форму, поэтому факты объединения нескольких сонат в один цикл можно пересчитать на пальцах. Причем, почти все эти факты связаны с неоклассическими тенденциями. Эти же самые «неоклассические тенденции» можно отнести и к «Сонатной триаде» Галынина.
       Несмотря на то, что все три сонаты одночастные, объединить их в единый традиционный сонатный цикл не представляется никакой возможности - контраст между ними недостаточен, и дело не столько в характере музыки, сколько в самой форме - каждая соната уж больно недвусмысленно и откровенно выявляется форму сонатного Allegro... Три сонатных Allegro в одной сонате - это уж слишком. А вот в триаде сонат - вполне возможно...
       Г. Галынин. Сонатная триада. Соната си-минор. Если начало этой сонаты немного «подправить», то вполне сойдет за какого-нибудь Скарлатти... Однако, «барочная» моторность постепенно переходит во вполне «современную» остинатность. Очень трудно характеризовать эту музыку - избитые фразы и выражения так и норовят занять свое место на экране, а соната, поверьте мне, вовсе не заслуживает такого к ней отношения. Слова в данном случае ровным счетом ничего не определяют. Эту музыку лучше просто послушать...
       Г. Галынин. Сонатная триада. Соната ми-минор. Существенного контраста вторая соната не привносит. Все такой же «напористый» ритм, все та же «тревожная» интонация, разве что контраст главных партий выявлен четче. Но интересней другое - своеобразный «конструктивизм» гармонии. Так, к примеру, вся главная и связующая партии экспозиции «гармонизованы» исключительно мажорными трезвучиями и секстаккордами. Единственное исключение - ми-минорное трезвучие! Гармония побочной партии так же не отличается особым разнообразием - большие мажорные септаккорды... без всяких исключений. Вот такой вот «конструктивизм» Советской эпохи... Забавно, но при всем при этом, соната не лишена некой «импровизационности», особенно по сравнению с первой сонатой...
       Г. Галынин. Сонатная триада. Соната си-мажор. Своеобразный «финал» цикла... Из признаков «финальности» замечено: а) тематические арки с первой частью; б) мажорный лад; в) одноименная тональность с первой частью... А вообще, мне показалось, что эта соната самая «слабая» в триаде. Или это я ее хуже остальных ее сделал?..
       Б. Шнапер. Прелюдия № 7. Несколько пьес этого автора уже имеется в нашем архиве. Но ни они, ни эта прелюдия не позволяют мне сделать сколь-нибудь существенные выводы - масштаб дарования удобней определять по «масштабным» же сочинениям. Профессионализм и серьезность отношения к творчеству сомнения не вызывают...
       С. Вайнюнас. Маленький вальс. А теперь небольшой экскурс по СНГ... Начнем с Прибалтики, к представителям которой относится автор. Небольшой «вальсок» вполне адекватно отражает свою принадлежность к «прибалтийским» традициям. Вальс «по-дварионасовски» изыскан и утонченен. Настолько, что несмотря на кажущуюся простоту, на деле неожиданно трудно давался для исполнения - пальцы почему-то никак не хотели двигаться в том направлении, в котором им указал автор... Я уж было начал сомневаться в своей профессиональной состоятельности...
       А. Степанян. Ой, назан (танец). И снова «русский восток», причем весьма типичный. Возможно, что я не угадал с темпом, но что делать, тонкую специфику национальных культур могут знать либо крупные специалисты в этих вопросах, либо представители этих самых национальных культур. Ни к тем, ни к другим я не принадлежу...
       А. Степанян. Разоделась в красное. Все, что сказано о предыдущей пьесе, смело можно отнести и к этой (тем более, что ничего особенного сказано и не было). Да и что особенного можно сказать о пьесах, не претендующих ни на чего особенное? Но своя прелесть есть и в такой музыке...
       Т. Мансурян. Пьеса № 3. Это не столько «русский восток», сколько «авангардный восток». Без всякой иронии - самый что ни на есть авангард. Пьесу не столь трудно исполнить, сколь разобраться, как это вообще нужно играть, где держать пальцами, где педалью, плюс эффекты с беззвучным нажатием клавиш и тому подобное... Хорошо, что на этот раз обошлось без залезания в «нутро» рояля... Тем не менее, пьеса производит очень «приятное» впечатление (если так вообще можно говорить об авангарде), - «мастерство в карман не спрячешь!» Профессионализм и хороший музыкальный вкус проявляется независимо от стиля и жанра, нужно только еще уметь его услышать, иначе говоря, определенный уровень «слушательского профессионализма»...
       Ш. Чалаев. По аулам Дагестана. Дагестан - это еще не СНГ... Пока... Но уже, как бы и не Россия... Но это и не так уж важно - национально-политические вопросы не в моей компетенции. Меня интересует лишь культурный аспект проблемы: коль уж суждено такой уникальной национально-политической формации (будем называть вещи своими именами) как СССР прекратить свое существование, то постараемся хотя бы сохранить максимум того, что она оставила нам в сфере искусства...
       Не вижу смысла давать пространные характеристики таким коротким пьескам - быстрее выйдет их прослушать. А для того, чтобы это было сделать удобней, дам полный список пьес цикла:

       Статьи, которые предлагаются вашему вниманию, приурочены исключительно к тем новым поступлениям, которые анонсируются в этом выпуске. Их всего две:
       В. Беляев. А. В. Мосолов (фрагменты). Статья имеет чисто исторический интерес, так как ее автор - современник Мосолова.
       Н. Синякова. "..." - вступительная статья в издании 4-й сонаты Банщикова. Как говорится, для полноты ощущений.


[Новости] [Комментарии] Планы

       Как вы уже заметили, в этом выпуске отсутствовали рубрики «Итоги...» и «Новости...». Отсутствовали они по простой причине - не оказалось мало-мальски достойного содержимого для этих самых рубрик. Подведение итогов хочется приурочить к более достойному поводу, а порадовать вас полноценной работой всех разделов архива мы пока не можем по все тем же злополучным «техническим» причинам...
       На днях я зашел в нотный магазин на Садовой-Триумфальной - бывший «Салон Советской музыки» (к новому названию никак не привыкну, а потому и не помню...) Ничего интересного не нашел и, посетовав в душе на ассортимент и цены, двинул в сторону большой буквы М. Но по пути чисто случайно заглянул в переулочек и обнаружил там даже не магазин, а «магазинчик» издательства «Композитор»... Чего там только не было? Не было, собственно говоря, всего того, что издается другими издательствами. Но, как выяснилось, ассортимент этого издательства достаточно велик и чрезвычайно привлекателен для меня. Цены? «Ниже всяких мыслимых приличий!» На 170 рублей я закупил целую пачку нот. И должен сказать, что все приобретенное представляет немалый интерес. Говорю убежденно, так как многое звучало в различных «Осенях» и «Альтернативах», я кое-что довелось и самому поиграть. Ну, а теперь вот планирую представить и на суд посетителей архива. Перечислю только некоторые имена: Ю. Буцко, Л. Бобылев, Н. Корндорф, И. Соколов, В. Екимовский, С. Беринский, В. Артемов и многие другие. Не обещаю, что все появится сразу, но как минимум по одному крупному сочинению в каждый выпуск - гарантирую. Больше сделать довольно сложно - многие сочинения требуют просто «адской» работы, а некоторые и вовсе ставят меня в тупик. Да и ко всему прочему, мне меньше всего хотелось бы, чтобы в архиве появился перекос в «одном направлении». «Авангард» - это, конечно, интересно, но и о классиках XX века забывать не стоит, тем более, что есть еще довольно много имен, не представленных в нашем архиве вообще. В ближайшем выпуске планируется в обязательном порядке появление 2-3-х таких автором. Кто именно будет представлен, пока точно сказать не могу, предположительно Гречанинов, Черепнин и Чюрленис. Впрочем, я оставляю за собой право на тактические замены в неограниченном количестве...
       А теперь о том, что точно появится, так как MIDI-файлы уже готовы.
       Н. Метнер. 4 сказки, соч. 26. Один из самых удачных циклов, на мой взгляд. Давно на него поглядывал, но отпугивала сложность работы...
       А. Мосолов. Соната № 5. «Дембельский аккорд» «мосоловианы». Больше Мосолова у меня нет и не известно, когда появится... Да и появится ли вообще...
       Д. Шостакович. 3 фантастических танца. До безобразия популярный цикл, и я бы не стал его пока делать, но это последнее, что осталось в той стопке, которую мне хочется наконец убрать с глаз долой. Пришлось сделать и эти пьесы... Стопку, впрочем, убрать не удалось - случайно заметил, что там остались еще «Сонаты средней трудности» Мясковского. Видно придется и с ними заняться в самом ближайшем будущем...
       В. Лобанов. Соната № 2. Это еще не из той пачки за 170 рублей, но заслуживающее не меньшего внимания сочинение... Ну, очень интересная соната! Я обещал сюрпризы - это будет первый...
       А. Караманов. Вариации си минор. А это второй сюрприз. Совсем не похожий на первый... Кто знаком и любит творчество этого композитора, тот оценит этот сюрприз должным образом....
       Пока все...Заглядывайте почаще в наш архив...

В. Рыжков


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz