НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 7)
Архив выпусков новостей: [1] [2] [3] ... [5] [67 [8] [9] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       В последнее время мне зачастили письма с вопросами о возможности публикации своих произведений в архиве. После моего ответа с обстоятельными разъяснениями автор послания исчезает в неизвестном направлении. У меня складывается впечатления, что от нас чего-то ждут «особого». Подозреваю, надеются, что мы будем делать миди-файлы сами. И в самом дле, делаем же музыку каких-то там Слонимских и Стравинских (последнего, кстати, давно что-то не делали), так почему бы и Имярек не сделать. Пора поставить в этом вопросе все точки над «i», «ё» и прочими буквами...
       Так вот... Мы делаем в первую очередь произведения композиторов известных и малоизвестных, которых уже нет в живых и которые не могут сами побеспокоиться о пропаганде своего наследия. Во-вторых, авторов почтенного возраста, в котором уже не имеет смысла устраивать гонку за техническим прогрессом, в силу чего трудно надеяться на то, что они сами когда-нибудь что-то сделают. Музыка их, тем не менее, представляет немалый интерес, согласитесь. В-третьих, авторов, к которым лично я питаю творческую и личную симпатию, авторов, музыка которых просто нравится. В-четвертых, авторов, которые просто «попадается под руку» в различных сборниках. Подозреваю, что те композиторы, которые присылают сообщения по электронной почте, имеют техническую возможность сделать миди-файл сами. По большому счету, для этого кроме компьютера с парой программ ничего больше не надо. Иначе говоря, я готов рассмотреть предложения по созданию миди-файлов по вашим нотам, только в том случае, если Вы сможете убедить меня в том, что не можете сами их сделать и если я сочту, что они достойны того, чтобы отложить в сторону текущие проекты, в том числе всяких там Стравинских и Слонимских. Аргументы, типа «нет времени», «не умею», «лень самому возиться» не принимаются. В крайнем случае я готов оказать посильную помощь, что-то подсказать, посоветовать, где-то подправить, но не более того...
       Ну а теперь о приятном. А приятное - очередная порция новых файлов, которую я рад представить вашему вниманию...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Н. Корндорф. Колыбельная для 2-х фортепиано. Не случайно первым номером поставлена эта пьеса с безобидным названием «Колыбельная». Это самая что ни на есть «крупная форма». 13 с лишним минут звучания, 96 Kb объем файла (чуть-чуть не хватило до «рекорда»), 50 с лишним страниц нотного текста. Самое интересное, что это единственное «двухрояльное» сочинения, которое я «сыграл» при записи миди-файла. Обычно в таких случаях по причине нехватки рук и «роялей» я доверял столь ответственное дело компьютеру... Сочинение с некоторой натяжкой можно отнести к модному в недавнем прошлом «минимализму». Вообще, довольно странно звучит понятие «минимализм» по отношению к 50 страницам нотного текста. Да и форма произведения по большому счету больше тяготеет к традиционным принципам развития, с эффектными тональными противопоставлениями. Причем, последний эффектный и очень свежий прием оставлен на самый конец. В тот момент, когда кажется, что сочинение так и «истает» фа мажоре, в котором и начиналось, неожиданно в качестве «тоники» появляется особо «просветленный» ре мажор. От минимализма, собственно говоря, здесь только принцип многократного варьированного повтора и подавляющее преобладание диатоники. Собственно говоря, именно поэтому я и предлагал произведение Корндорфа как альтернативу Пярту, музыки которого у нас пока нет. Во многом же остальном эстетика творчества Корндорфа отличается от эстетики Пярта.
       В живом исполнении я слышал это произведение только один раз, не то на какой-то «Осени», не то на «Альтернативе». Исполняли, если мне память не изменяет, Любимов с Батаговым. На мой взгляд, сочинение заслуживает большего внимания со стороны исполнителе, оно написано довольно удобно, эффектно, и, главное, «красиво» звучит, в самом хорошем смысле этого слова...
       В. Блок. Утренняя увертюра. Колыбельная Корндорфа не единственное «двухрояльное» сочинение, предлагаемое в этом обзоре вашему вниманию. Эта очень симпатичная пьеса принадлежит перу В. Блока (не путать с А. Блоком). Это, конечно, не крупное произведение, но уж коль мы начали говорить о фортепианных ансамблях, то о них и продолжим... Почти «пионерская» простота реализована здесь с непередаваемым юмором и мастерством. И довершает полноту ощущений очень удачное, на мой взгляд, исполнение В. Белунцова...
       М. Бурштин. Бурлеска. Еще одно «двухрояльное» сочинение в исполнении В. Белунцова. И не удивительно - обе пьесы из одного сборника. Вообще-то, я бы порекомендовал пианистам почаще заглядывать в такого рода сборники, и не бояться словосочетания «Советский композитор» на их обложке... Сочинение написано в политональной технике, благодаря чему чем-то напоминает раннего Стравинского и Мийо одновременно...
       Н. Рославец. Соната № 2. Этим «мидюком» я завершаю работу над сочинениями этого композитора, других его сочинений для фортепиано, на сколько мне известно, не найдено. Таким образом, только у нас вы можете наслаждаться «полным собранием фортепианных сочинений Н. Рославца»! «Дембельский аккорд», нужно сказать, вышел весьма «солидным». Вторая соната по размерам не уступает Первой, но технически куда более изысканна и изощрена. И времени на нее я потратил раза в два больше. Но и результат вышел, как мне кажется, довольно удачным...
       К этому «событию» приурочена еще одна большая статья Н. Холопова «О музыке Рославца». На самом деле она не столько об музыке вообще, но и о его Первой и Второй сонатах в частности...
       В. Белунцов. Рапсодия на 2 английские темы, соч. 75. Лишь на первый взгляд может показаться, что это сочинение написано в подражание Листу... Возможно автор и сам так думал (нужно бы спросить у него как-нибудь), но результат «подражания» вышел весьма самобытным. Это сочинение абсолютно современное, не столько в смысле интонационном и гармоническом, сколько в концептуальном - в отношении выбора тем и их обработке. Это не листовская рапсодия, с присущей ему романтической серьезностью и патетичностью. Можно сказать так: здесь пересекается ироничность Шостаковича с поставангардной игрой в стилизацию. Вот так-то... И при всем этом Валерию удается каким-то образом балансировать на грани искренности и фарса. В этом для меня самая большая «загадка» его творчества. Думаю, прослушав это сочинение, вы поймете, почему Валерий с таким удовольствием сделал Увертюру Блока и Бурлеску Бурштина... Ну, если не поймете, то, может быть, почувствует...
       А. Гречанинов. Сонатина фа мажор, соч. 110 № 2, I часть. Это вторая сонатина из 110-го opus'а. В принципе, есть и первая, но эта раньше оказалась в поле зрения. Сочинение интересное и весьма характерное для позднего стиля музыки Гречанинова, который, тем не менее, никогда не был «рабом» той или иной стилистической парадигмы, и время от времени позволял себе реминисценции более ранних стилистических приемов. Что касается этой части, то она довольно проста технически, ясна по форме, а посему достаточно часто попадается под неопытную руку начинающего пианиста...
       А. Гречаниинов. Соната фа мажор, соч. 110 № 2, II часть, Менуэт. Довольно «нудненький» менуэт, не лишенный изыска, но многочисленные повторы одного и того же материала делают его несколько затянутым. В данном случае это можно расценивать как издержки неоклассицистских тенденций в творчестве Гречанинова. Так или иначе, особой популярности в «школьной среде» не снискал...
       А. Гречанинов. Соната фа мажор, соч. 110 № 2, III часть, Финал. Эта часть занимает особое место. Она выделяется как технической сложностью, так и сложностью интонационно-гармонической. Воспринимается как вполне современное сочинение. Думаю, что под ним не побрезговал бы подписаться ни один композитор XX века...
       В. Кикта. Сонатина, соч. 1. Я обещал сделать сонатину этого композитора, но я вас обманул... Я сделал целых три сонатины. Мало того, есть еще несколько очень интересных пьес, уже готовых, так что вас ждет в скором будущем целое нашествие произведение этого автора. Впрочем, музыка это далеко не самая «плохая», поэтому, думаю, вы не сильно расстроитесь. Ну, а первое знакомство очень удачно начинается с первого же opus'а, весьма грамотно и интересно, надо сказать, написанного...
       В. Кикта. Сонатина № 3. Честно говоря, планируя этот выпуск, я готовился посвятить его в основном метанию громов и молний... Целясь, преимущественно, в нашу, советско-российскую издательскую традицию. А точнее говоря, в отсутствие «хороших традиций»... А результат всего этого вы можете посмотреть в сводной таблице всех миди-файлов, в которой зияют многочисленные пробелы и дыры... Ну трудно разве было указать в нотах opus произведения и его дату написания? Я уже не говорю о том, что не мешало бы указать полностью имя малоизвестного автора, его даты жизни (или рождения)... А ведь эти ноты предназначаются учащимся!.. И не удивительно, что наши ученики не знают авторов исполняемых ими же сочинений. А отсюда недалеко и тотального пренебрежительного отношения к совеменным авторам, будь то даже автора «попсовых» песен. Наверняка, и у этой сонатины есть opus, а предыдущую, судя по всему, можно было бы пронумеровать как Сонатину № 1. Думаю, что к моменту издания, композитор уже знал о том, что это именно Первая сонатина, а не последняя...
       В. Кикта. Сонатина-былина. Здесь еще хуже... Ни номера, ни opus'а... Хорошо, что хоть название оставили... Наудачу поставил ее на третье место... Хотя вполне может быть, что она должна стоять и повыше... На втором, например... Кстати, главная тема ну очень напоминает вторую фразу из первой части сонатины Гречанинова... Это так, к слову пришлось...
       С. Прокофьев. 10 пьес из балета «Золушка», соч. 97. «Предпоследнее» законченное фортепианное сочинение Прокофьева, насколько мне известно... После него была только Девятая соната... Прокофьеву с изданиями везет, как правило, больше - тут соблюдены почти все «формальности». Впрочем, это относится только к изданиям отдельным, а не сборникам. В последних все тоже самое. Прокофьеву повезло больше в том смысле, что его издают чаще именно в отдельных изданиях.
       Комментировать каждую пьесу не вижу смысла, отмечу лишь только, что новых пьес не 10, а всего 9. № 4 из этого цикла уже давно находится в архиве. Тем не менее, даю здесь список всех пьес:

       М. Чюрленис. Музыкальный момент фа-диез минор. Нет, не случайно я тянул время с этим самым Чюрленисом... Я как чувствовал... Дело не заладилось с самого начала. Далеко не самая трудная пьеса затормозилась уже в первом же такте... Просто мистика какая-то... Он получился у меня где-то с двадцатого раза, не раньше... Из предлагаемых пьес этого автора, Музыкальный момент - единственная пьеса, написанная еще в XIX веке. Да и по стилистике вполне соответствует своему времени... Интересная особенность произведений Чюрлениса - он мало чего дописал до конца. То что вы здесь услышите большей частью - это дописанные кем-то пьесы. Поэтому я решил сделать два (а то и три) варианта каждой недописанной пьесы: в основном списке представлены только законченные варианты, а здесь вы можете прослушать то, что осталось на нотном листе от автора - неоконченный вариант. То, что это стало возможным, заслуга издания, которое я могу, наконец, похвалить. Там не только указаны все названия и номера сочинений, но есть еще и довольно подробный комментарий к каждой пьесе, а редакторский нотный текст записан мелким шрифтом. Кстати, я в этой пьесе внес-таки небольшое изменение - добавил один «диезик» - уж больно душа просила...
       М. Чюрленис. Прелюдия ре-бемоль мажор, соч. 7 № 2. Это уже XX век, самое начало... Музыка пока еще вполне традиционна, господствует чистая диатоника. Прелюдия дописана автором до конца, что, тем не менее не помешало редакторам добавить один такт от себя. Вариант автора можно прослушать здесь...
       М. Чюрленис. Прелюдия си мажор, соч. 7 № 3. По характеру и стилю очень похожа на предыдущую. Автором дописана полностью. Дается только один вариант...
       М. Чюрленис. Прелюдия фа мажор, соч. 7 № 4. Фа мажор здесь несколько условный. Видно, что прелюдия задумывалась в лидийском ладу, так как ключевых знаков нет. Прелюдия явно не дописана. Похоже, что автор просто не смог предумать, что дальше делать с этим материалом, как развивать музыку в «нетрадиционном» ладу. Редакторы тоже не придумали и ограничились добавлением только заключительного аккорда. Тем не мене предоставляю вам возможность послушать авторский вариант...
       М. Чюрленис. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 15 № 2. Ну, вот и закончился «диатонический» период творчества. Поползли, поползли хроматизмы... Отныне, основным выразительным средством в творчестве Чюрлениса становится «хроматическая гамма». Если учесть, что прелюдия написана в 1904 году, когда Скрябин только начинал задумываться о том, что существуют хроматизмы и альтерациии, такая тотальная хроматизация воспринимается очень даже «футуристично». Может быть именно поэтому Чюрленис и удосужился закончить эту пьесу, пока еще свежо воспринимались подобные новшества...
       М. Чюрленис. Прелюдия си минор, соч. 16 № 2. Образец «бурного» Чюрлениса... Не сильно удачный. Вроде бы и все правильно делал, а не звучит. «Бурлит», но как-то уж очень «жидковато»... Может поэтому и сочинил едва половину. Все остальное от «лукавого» - от редактора, то есть... А это авторский вариант...
       М. Чюрленис. Прелюдия ре минор соч. 16 № 3. Поначалу может показаться, что автор «взялся за ум» и вернулся к «сладостной диатонике». Но «прогресс» не остановить! Хроматизм все равно восторжествовал!.. Редакторы зачем-то добавили один такт и дописали самый «кончик». Незапятнанная редакторской рукой «нетленка» автора здесь...
       М. Чюрленис. Отче наш, соч. 17 № 1. Единственный недостаток издания - отсутствие заглавий самих циклов. Впрочем, можно предположить, что их и не было. Так как многие пьесы не закончены, то незаконченным мог быть и каждый из представленных циклов... На мой взгляд - одна из лучших пьес этого периода. Не такими «ядовитыми» кажутся и хроматизмы, звучащие очень к месту... Несколько странноватым кажется самое окончание пьесы... Если это, конечно, и есть окончание...
       М. Чюрленис. Осень, соч. 17 № 2. Так же очень симпатичная пьеска. Последняя в этом выпуске, но не последняя из готовящихся. Довольно объемистый сборник только начат... Самое интересное впереди. Что касается это пьесы, то ее содержание весьма актуально для настоящего времени года. Впрочем, «осень» здесь по характеру напоминает не столько «осенние мотивы» Чайковского, сколько представленную в одном из предыдущих выпусков пьесу Николаева «Осенью». Автор пьесу практически закончил, тем не менее редакторы добавили в конце заключительный бас. Вариант без оного можно послушать здесь. Впрочем, бас - это еще ничего. Зачем-то там еще добавлен (точнее говоря, предложен) вариант с окончанием в мажоре! Ну, это - просто кощунство! Слушайте сами и сравните - вариант с мажорным окончанием...
       Р. Щедрин. В подражание Альбенису. В заключении - десерт. Известная пьеса в исполнении В. Белунцова. Слушайте и наслаждайтесь...


[Новости] [Комментарии] Планы

       В этот раз я решил не раскрывать все карты. Уже хотя бы потому, что сам еще толком не знаю, что подготовим к следующему выпуску. Могу только сказать, что будет чего послушать любителям «экстремальной» музыки. В частности, уже готово крупное сочинения Екимовского и некоторых других «авангардистов». Не останутся в накладе любители классики советской музыки (будет представлено еще одно крупное сочинение Пейко) и более традиционных композиторов начала конца XIX - начала XX века. Короче говоря, заходите к нам почаще «в гости», и все сами услышите.

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz