НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 8)
Архив выпусков новостей: [1] [2] ... [6] [78 [9] [10] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       В принципе, я ничего портив критики не имею. Сам люблю иногда сесть за клавиатуру этак на часик другой и (внимание - каламбур!) «настучать» что-нибудь этакое «кляузное»... Далеко за примерами ходить не нужно - достаточно прочитать до конца этот текст, изобилующий всевозможными «критическими» замечаниями по поводу отдельных пьес. Но речь сейчас не об этом, да и вообще не обо мне, а то тех замечаниях, что посетители иногда оставляют в нашей гостевой книге. И в связи с этим я должен сказать следующее: ценность критики без конкретных «объектов» этой самой критики в лучшем случае равна нулю! В худшем - эта величина отрицательная... В нашем сайте есть ошибки... Ну что на этот можно ответить? Во-первых, не факт, что это ошибки, а не «баги» вашего программного обеспечения. А во вторых, проблема зачастую не в том, чтобы исправить ошибки, сколько в том, чтобы их обнаружить. По разным причинам нам пришлось несколько раз полностью переделывать сайт (одна из причин, кстати, - сделать по возможности так, чтобы этих ошибок было меньше), и, естественно, что обработать более тысячи файлов, ссылок и наименований, не допустив нигде ошибок, практически нереально. Именно поэтому мы очень рассчитываем на вашу помощь. Если вы укажете конкретные ошибки, мы сможем многие из них быстро исправить. А указание на то, что ошибки есть, никоим образом нам помочь не может - мы и сами об этом знаем.
       Нужно учитывать еще и тот факт, что работа над архивом далеко не единственный вид нашей деятельности... Уже хотя бы по той простой причине, что она нам ничего кроме морального удовлетворения не дает. А ведь еще и кушать хочется! Короче говоря, времени для работы над этим проектом у нас не так чтоб уж очень много. И то, что вы зачастую принимаете за ошибки, на самом деле, просто «недоделки». В частности, я должен был это все вылить на головы посетителей гостевой книги, но эта функция еще пока не работает. Поэтому приходиться пользоваться своим «служебным» положением и говорить об этом здесь... Тем более, что и говорить пока особо не о чем - времени для реализации различных запланированных новшеств тоже не было, еле-еле успели подготовить очередную порцию файлов к этому выпуску, к обзору которых немедля и приступаем...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Несколько неожиданным образом этот выпуск принял весьма «авангардистское» направление. Я даже отказался от представления в нем, дабы не портить картину, обещанного крупного сочинения Пейко, которое уже было готово. Так что, господа «авангардисты», ликуйте и радуйтесь, тут будет чем потешить вашу душу...
       В. Екимовский. Соната, композиция 33. В основном списке сочинений это произведение будет представлено как соч. 33 - для совместимости, так сказать... В свое время я выдал тезис, что русских авангардистов нет. Сейчас же хочу поставить вопрос иначе - если русские авангардисты и есть, то первым в списке стоит, конечно же, Виктор Екимовский, автор нашумевшего в свое время Baletto. Но что касается сонаты, то ее «авангардизм», на мой взгляд, больше для глаз, чем для уха. Если не видеть ноты, то музыка как музыка. Современная, конечно, но ничего такого особого... Впрочем, кто сказал, что авангард - это вовсе не музыка?...
       С. Беринский. Колокола Варшавы (соната-фантазия на польский хорал). Ну, уж если Екимовский за «музыку» сошел, то про Беринского и говорить нечего. Хотя на слух, «авангардные» приемы здесь заметнее. И не удивительно - фортепиано здесь «подготовленное» - два звука (до и ми-бемоль) - проложены однокопеечными монетами. Именно так. Рубли уже здесь не котируются. Благо у меня чисто случайно оказались эти монетки, которые уже и за деньги-то никто не считает. Так что я смог проверить этот эффект «вживую» и, как мне кажется, удачно смоделировать его на GM. Должен сказать, что у меня иногда возникало подозрение, что эти монетки нужно время от времени извлекать из струн - в некоторых местах этот эффект кажется лишним, да и в большинстве случаев сам Беринский «подготовленные» нотки обозначал крестиком, а где-то не обозначал. Однако, убедившись в том, что вставление и извлечение монеток из струн - процедура нетривиальная, я оставил эти звуки «подготовленными» на протяжении всей пьесы...
       Д. Смирнов. Маленький триптих, соч. 0. Это не опечатка. И не ошибка, как некоторые могли бы подумать. Так и сказано - соч. 0. Судя по всему, переработка раннего произведения. В силу чего - далеко не самое «авангардно» звучащее сочинение Смирнова, но я решил соблюдать порядок. Ну, а с какого же сочинения начинать, если нет первого? С нулевого, конечно...
       Д. Смирнов. Маленький триптих. № 1. В турецком стиле. Весьма шумная пьеса, написанная не без юношеского задора, и в то же время с характерными для периода «поиска» крайностями, не замаскированными и более поздней ретушью...
       Д. Смирнов. Маленький триптих. № 2. Скоморохи. Довольно эффектная пьеска. Чувствуется, что автор в процессе «поиска» не прошел мимо находок Стравинского и Щедрина. Собственно говоря, плохого в этом ничего нет. Формирование стиля композитора всегда имеет под собой основу - веками накопленный опыт. И этого не стоит бояться - об этом стоит помнить...
       Д. Смирнов. Маленький триптих. № 3. Меланхолия. Стиль пьесы кажется более самостоятельным, но при этом возникает чувство, что все это несколько надуманно. Формообразование здесь несколько превалирует над собственно звучанием. И романтический пафос в репризе воспринимается как-то неубедительно...
       В. Котов. Элегия (триптих). Еще один триптих, совсем, кстати, не похожий на первый. Это уже совсем зрелая музыка, да и строение цикла иное. Если триптих Смирнова состоит из трех вполне самостоятельных пьес, то этот цикл - цельное произведение, две части из которого и вовсе должны следовать attacca. Приведу полностью комментарий, напечатанный в нотах, недостаточно значительный по размерам и содержанию, чтобы публиковать его как отдельную статью, но никакой иной информации об этом композиторе нет. Не указали даже отчество автора:
       «Издательство «Композитор» впервые представляет профессиональным музыкантам и любителям музыки творчество глубоко самобытного московского композитора и художника Валерия Котова. Фортепианный триптих «Элегия» создан в 1983 году и посвящен памяти замечательного пианиста Владимира Хвостина. «Элегия» представляет безусловный интерес как для концертирующих пианистов, так и для студентов музыкальных вузов.»
       Хочу присоединиться к автору статейки на тот предмет, что цикл представляет немалый интерес... Не думаю, что пианисты тут же набросятся на ноты, начнут их вырывать друг у друга с пальцами, руками и кошельками. Но для интересующихся современной музыкой это произведение и в самом деле может представлять интерес... Должен сказать, что для «художника» - весьма и весьма недурно. Это очень серьезное и глубокое по содержанию сочинение. Несмотря на «додекафоноподобный» стиль, Элегия очень выразительна. Впрочем, судите сами:
       I. Вступление
       II. Вариации
       III. Lamento
       А. Харютченко. 4 пьесы. Последний «авангардный» опус в этом выпуске. Полный набор соответствующих приемов: пуантилизм, алеаторика, полистилистика, сонорные эффекты. Последняя пьеса, кстати, местами очень напоминает по сонату Екимовского:
       № 1 Andante
       № 2 Largo rubato - Adagio
       № 3 Vivo
       № 4 Adagio
       В. Белунцов. Sera.Piove (дождливый вечер), соч. 72. Это, конечно, не «авангард». Да и вообще, творчество Валерия не укладывается ни в какие рамки и определения. Музыка, на первый взгляд странная, нелогичная, при более подробном знакомстве с ней постепенно приобретает ясные очертания, оригинальную логику и естественную выразительность...
       М. Чюрленис. Вариации на тему BESACAS, соч. 18. Очередная порция Чюрлениса ограничена всего одним сочинением, которое с некоторой долей натяжки можно отнести к крупным формам. Как и многие другие, этот цикла автором не закончен. Не закончены и отдельные пьесы. Мало того, не факт, что части должны следовать в указанном порядке.
       М. Чюрленис. Вариации на тему BESACAS. I. Largo. Первая часть вовсе не является темой - это уже вариация. Темы, как отдельной пьесы не вообще. Тема дана в названии. Вполне современный подход в жанру... Хотя, если немного поднатужиться, то можно вспомнить, что еще Шуман нечто подобное применял, и довольно часто... Известно два варианта окончания пьесы. Второй - «укороченный» вариант, можно прослушать здесь...
       М. Чюрленис. Вариации на тему BESACAS. II. Allegro moderato, gaio. В рукописи есть незаполненные такты и отсутствует концовка вариации. Авторский (неполный) вариант можно послушать здесь...
       М. Чюрленис. Вариации на тему BESACAS. III. Andante. Единственная законченная вариация.
       М. Чюрленис. Вариации на тему BESACAS. IV. Allegro. Если первые три вариации автором так и обозначены, то эта вариация не помечена номером. Вполне возможно, что она была и последней и любой другой. Последние 2 такта дописаны редактором. Авторский вариант (без окончания) можно послушать здесь...
       М. Чюрленис. Вариации на тему BESACAS. V. Allegro con fuoco. Эта вариация обозначена автором как IV. В автографе есть пропущенный фрагмент, вместо которого редактором добавлен однотактный переход. Добавлен также и последний такт. Авторский вариант можно прослушать здесь...
       Р. Глиэр. Рондо, соч. 43 № 6. Конечно, Глиэр в этом выпуске выглядит как марсианин на коммунистическом субботнике. Но пьесы этого автора мне время от времени попадаются, вот и приходится заполнять пустующие строки в списке его сочинений...
       Д. Шостакович. Детская тетрадь, соч. 69. Я не собирался делать этот цикл целиком, но он как-то сам по себе сложился из отдельных пьес. Ну, а раз так, то почему бы его и не выложить в архив? Комментировать эти до боли знакомые с детства пьесы не имеет смысла, лучше просто послушайть, вспомнить то самое детство, и, смахнув скупую слезу, посетовать на годы...
       1. Марш
       2. Вальс
       3. Медведь
       4. Веселая сказка
       5. Грустная сказка
       6. Заводная кукла
       Напоследок несколько прелюдий из соч. 11 А. Скрябина в исполнении В. Белунцова:
       № 5 Прелюдия ре мажор
       № 9 Прелюдия ми мажор
       № 14 Прелюдия ми-бемоль минор
       № 18 Прелюдия фа минор
       № 23 Прелюдия фа мажор
       Нет, еще не все. Еще есть две статейки вдогонку к Вальсу И. Саца:
       Ж. Панова. Илья Сац.
       Илья Сац. Избранные материалы.
       Обе статьи, конечно, ни коим образом не говорят нам о фортепианной музыке композитора, но представляют немалый интерес для понимания феномена его творчества...


[Новости] [Комментарии] Планы

       В следующем выпуске такого потока «экстремальной» музыки не планируется. Ну, быть может одна или две пьески случайно окажутся... В целом он будет посвящен более «академичным» авторам. Кроме того, будет много мелочей. Причина тому (это про мелочи) все та же - отсутствие времени. Боюсь, что за следующий месяц мне мало чего удастся сделать нового, поэтому придется черпать в основном из имеющихся запасов, благо они весьма велики. Впрочем, одно крупное и очень интересное произведение (помимо Пейко) я планирую сделать. Но пусть это будет сюрпризом для вас. Кстати, коль уж планируется новый сюрприз, разкрою завесу тайны над новым сочинением Пейко - это будут Концертные вариации для 2-х фортепиано... Почаще заходите в наш архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz