НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 9)
Архив выпусков новостей: [1] ... [7] [8] 9 [10] [11] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Год, скажем прямо, начался не очень удачно... Впрочем, и прошлый закончился не совсем хорошо... Но не будем вдаваться в подробности наших проблем, результат и так виден - задержка с выходом очередного выпуска почти на два месяца. Сдаваться мы, тем не менее, не намерены. Благородное и, я бы даже сказал, не лишенное патриотизма дело - создание антологии отечественной фортепианной музыки XX века - будет продолжено при любых обстоятельствах. В подтверждение тому - этот очередной выпуск.


[Новости] Комментарии [Планы]

       Сразу скажу, что новых авторов в этот раз не будет, зато мы несколько перевыполнили норму - новых файлов будет 50. Среди них найдется немало довольно интересных. И начинаем по традиции с анонса крупных сочинений.
       В. Рябов. Фантазия до минор, соч. 21. Гвоздь программы... Вообще-то, мое знакомство с этим сочинением имеет довольно долгую предысторию. Сначала были ноты - сборник «Молодые композиторы Москвы. Сочинения крупной формы». Кстати, это последнее сочинение из этого «исторического», не побоюсь этого слова, сборника. В те времена не так часто издавалась подобная музыка. Тогда меня еще мало интересовала современная музыка, но этот сборник просто потряс меня своей «графикой». Собственно говоря, купил-то я его не столько с целью знакомство, а просто так - поприкалываться. Тем не мене, так как все купленные ноты в то время подвергались тщательной чист... читке с листа, то пришлось проиграть и «это». И уже тогда я для себя выделил Фантазию Рябова, как сочинение с очень своеобразной стилистикой и экспрессией. Вторым этапом знакомства - был концерт Лазаря Бермана в БЗК, в программе которого помимо 8-й сонаты Прокофьева была и эта Фантазия. Бермана я весьма уважал как пианиста, но решение пойти на этот концерт принял именно из-за желания послушать «живьем» то, с чем знаком был больше глазами, чем ушами... И должен сказать, что разочарован не был... Не сомневаюсь, что это одно из самых интересных и значительных сочинений в нашем архиве... Кстати, оно еще на данный момент и самое продолжительное...
       Н. Пейко. Концертные вариации для двух фортепиано. По стечению обстоятельств рядом оказались два произведения, сочиненные в одном году. Но, скажите пожалуйста - что между ними общего? Два совершенно разных мира, два разных стиля, две несовместимые концепции. Как и ми-минорная соната, Вариации легко слушаются, несмотря на довольно замысловатую форму, в которой вариационность прослеживается не без труда. Вот только одна незадача... Она обнаруживается, если начинаешь смотреть в ноты. Дело в том, что большую часть этих вариаций можно запросто сыграть на одном фортепиано... Естественно, в четыре руки. Это как-то странно, учитывая пресловутую мастеровитость композитора - так ведь и искривление позвоночника можно заработать... Приходит мысль, что композитор до последнего момента сочинял четырехручное произведение, но потом решил сделать двухрояльное...
       На этом, по существу, знакомство с новыми крупными сочинениями нашего архива и заканчивается. Следующие за этим многочисленные сонатины и вариации к крупным можно относить лишь с большой натяжкой. Тем не менее...
       Ю. Буцко. Маленькие вариации (на тему русской народной песни). Учитывая склонность Буцко к «длиннотам», эти вариации воспринимаются как миниатюра. Весьма милая и симпатичная, впрочем, без всяких излишеств, но типичными признаками «буцковского» стиля...
       Ю. Буцко. Вечное движение. Если Маленькие вариации хоть по жанровому признаку можно отнести к крупным сочинениям, то эта пьеса здесь оказалась лишь только в пару к предыдущей... Хотя и звучит на секунду дольше... Более интересным здесь является решение «жанра Вечного движения»... Собственно, такового-то здесь и нет. Движение, конечно, здесь присутствует, но вот «вечности» ему бы занять не помешало... Мало того, что «вечность» за полторы минуты ну никак не успевает надоесть, так она еще и все время прерывается и останавливается... Ну, что ж. Так Буцко ее видит, эту самую «вечность»...
       Б. Дварионас. Вариации фа мажор. Это вполне классическое решение вариационного цикла на незамысловатую певучую тему. Довольно интересно гармоническое решение цикла. Почти весь он на тоническом органном пункте, но тем свежее воспринимается гармоническое движение в коде...
       А. Пирумов. Сонатина ре мажор. По масштабу вполне сопоставима с Маленькими вариациями Буцко. Но более изысканная в техническом смысле. Особенно это касается применения полифонических приемов. У Пирумова был такой «пунктик» - «полифонизировать» все что под руку попадалось. Никогда не забуду, как он уговаривал меня сделать в моей дипломной симфонии канон, вместо свободной имитации... Не уговорил, однако...
       Н. Раков. Сонатина № 16 до мажор. Судя по дате написания - одно из поздних сочинений. Сонатина, на мой взгляд, немного странноватая. С одной стороны типичная «раковская» мелодичность и ясность стиля, но с другой - какой-то очень «рваный» ритм, с зияющими «дырами» и «пустотами»...
       М. Раухвергер. Вариации на датскую тему. Ничем особым не примечательные вариации, довольно корявенькие пианистически...
       М. Раухвергер. Песня. Подобно Вечному движению Буцко попала в пару к Вариациям. Придаток оказался даже более продолжительным, чем сами Вариации. Песня довольно мелодична и выразительна, но... скучновата. Вариации на датскую тему куда как поживее...
       А. Самонов. Сонатина ми-бемоль мажор. Честно говоря, очень трудно характеризовать подряд несколько малозначительных произведений. И ничего плохого сказать нельзя, все по делу. Но и выделить какой-то момент весьма затруднительно. И это не удивительно - все эти сонатины и вариации представляют собой попытку обогатить педагогический репертуар. Ждать здесь каких-то особых откровений и не стоит, наверное. Впрочем, в этой сонатине весьма эффектная кода, что выделяет ее в ряду других. Да и вообще, музыка приятная во всех отношениях...
       А. Самонов. Мальчик из аула. «Довесок» к Сонатине. Не имеющей к ней никакого отношения. По словам Самонова, она вообще не имеет никакого отношения ни к чему-либо - это не часть цикла или сюиты, а просто отдельная пьеса. Несколько необычен для Самонова «кавказский» колорит...
       А. Гречанинов. 3 миниатюры, соч. 78. Этот цикл относится скорее к среднему периоду творчества Гречанинова, нежели к позднему. Тем не менее, представляет интерес как образец зрелого стиля композитора, воспитанного в традициях классической русской музыки.
       А. Гречанинов. Прелюдия, соч. 78 № 1. Пьеса вполне соответствует жанровым «параметрам», немного напоминая утонченную стилистику ранних прелюдий Скрябина...
       А. Гречанинов. Колыбельная, соч. 78 № 2. Если Прелюдия тяготеет стилистически к Скрябину, то Колыбельная вызывает у меня ассоциации с Рахманиновым. Временами так и хочется мысленно продолжить мелодию мотивом из соль-бемоль мажорной прелюдии. Впрочем, плагиатом я бы это не назвал. А если кто-то и повлиял на кого-то, то это еще не известно кто именно. Дата создания этого цикла мне пока неизвестна...
       А. Гречанинов. Мазурка, соч. 78 № 3. Мазурка возвращает нас в образный мир Скрябина, но уже более позднего периода, весьма оригинально, при этом, переработанного...
       Д. Шостакович. Танцы кукол. Цикл не имеющий опуса, тем не менее решено представить именно как фортепианную музыку. Именно в таком виде он и приобрел популярность и известность. Одна из пьес этого цикла у нас уже была представлена - Лирический вальс. А сейчас добавляем и все остальные пьесы этого цикла:
       2. Гавот до мажор
       3. Романс фа мажор
       4. Полька ля минор
       5. Вальс-шутка ми-бемоль мажор
       6. Шарманка до мажор
       7. Танец ре мажор
       Д. Смирнов. 5 маленьких пьес, соч. 4. Ну, очень маленькие пьесы!!! Ровно по страничке, не сильно уплотненной, причем. В своем роде минимализм. Для Смирнова такое состояние дел довольно типично - крупную композицию у него еще и поискать нужно... Хотя в списке его фортепианных сочинений, услужливо напечатанном издателем сборника, попадаются даже сонаты...
       Д. Смирнов. Прелюдия, соч. 4 № 1. Как и полагается всякому порядочному циклу, его нужно начать с прелюдии. Хотя, эта Прелюдия могла бы с таким же успехом называться еще как угодно...
       Д. Смирнов. Скерцино, соч. 4 № 2. Прекращается, еще толком не успев начаться... Особых чувств и эмоций не вызывать просто не успевает...
       Д. Смирнов. Серенада, соч. 4 № 3. Относительно продолжительная по времени - «целых» 40 секунд! Не очень понятно, почему «серенада» - быть может из-за пунктира в «сопровождении»?..
       Д. Смирнов. Хорал, соч. 4 № 4. Почти «всмоделешный» хорал. Разве что только не хором спет. На фоне остальных пьес даже кажется немного затянутым...
       Д. Смирнов. Бурлеска, соч. 4 № 5. Бурлеска - еще короче, чем Скерцино, хотя при этом кажется, что музыки там раза в три больше... Но, это только кажется...
       Д. Смирнов. Краткая история музыки, соч. 24d. Ну, а вот и произведение - которое можно назвать «крупным» в творчестве Смирнова - целых 4 страницы!!! На данный момент это и самое «авангардное» из представленных в нашем архиве произведений этого автора. Тут тебе и сонорные эффекты, и алеаторика, и коллаж, и даже некую концептуальность при желании можно обнаружить. Впрочем, эта самая концептуальность себя не сильно и прячет, и я не буду ничего говорить на эту тему, сами все слышите... Больше вопросов вызывает подозрительная буква «d» в обозначении опуса... И подозрение падает на самого автора. Похоже, что он всучил нам товар не первой свежести. Точнее говоря, не совсем оригинальный. В том плане, что это сочинение изначально было не для фортепиано. И если автор ничего не напутал там с алфавитом, то это уже 4-я версия этого сочинения...
       Г. Свиридов. 6 пьес для фортепиано. А сейчас вашему вниманию предлагаются пьесы из так называемого «Петербургского альбома» Свиридова. Почему он так называется, я не знаю. Может быть просто потому, что издан в Санкт-Петербурге. Впрочем, подробней о самом альбоме и пьесах в нем напечатанных вы сможете прочитать в прилагаемой вступительной статье этого альбома, авторство которой, по моему предположению, принадлежит А. Белоненко. Цикл «6 пьес для фортепиано» представлен в альбоме не полностью, а только тремя пьесами. Но этого вполне достаточно, чтобы иметь представление о раннем стиле Свиридова. Нумерация пьес дана условно, так как в упомянутом альбоме не указано, под какими номерами стояли эти пьесы в автографе...
       Г. Свиридов. Пьеса № 1. Не то ми минор, не то си минор (фригийский). Очень отдает музыкальными моментами Рахманинова, но патетическая кульминация выполнена в чисто свиридовской манере...
       Г. Свиридов. Пьеса № 2. Традиции русской музыки и здесь отчетливо прослеживаются. Можно говорить о различных корнях, в том числе и рахманиновских. Но все-таки, на мой взгляд, как и предыдущая пьеса, самобытное воплощение этих традиций не вызывает сомнений...
       Г. Свиридов. Пьеса № 3. Своеобразие раннего свиридовского стиля здесь предстает во всей красе. Особенно ярко это проявляется в коде пьесы, с ее неожиданным драматическим, если не сказать трагедийным, эмоциональным поворотом...
       Г. Свиридов. Альбом пьес для детей. Как и предыдущий цикл, этот представлен лишь частично, всего пятью пьесами. Некоторые из них не так хорошо известны, но комментировать эту музыку воздержусь, скажу лишь только, что нумерация пьес в этом цикле условна, как и в предыдущем:
       1. Колыбельная песенка
       2. Музыкальный ящик
       3. Старинный танец
       4. Парень с гармошкой
       5. Колдун
       В качестве «бонуса» еще две пьесы, принадлежность которых к тому или иному циклу мне неизвестна. Обе они взяты из различных сборников педагогического репертуара, вполне возможно, что и они являются частями «Альбома пьес для детей»:
       Г. Свиридов. Ласковая просьба.
       Г. Свиридов. Перед сном.
       А. Скрябин. 10 мазурок, соч. 3. Этот цикл представлен в еще более усеченном виде, чем предыдущие. И хотя в отличие от них, он у меня есть полностью, эти две мазурки мне попались в различных сборниках, благодаря чему и оказались в архиве раньше других...
       А. Скрябин. Мазурка соль минор, соч. 3 № 3. Каждая из мазурок в этом цикле - шедевр в своем роде. Заниматься «раскруткой» этих пьес - занятие не очень благородное...
       А. Скрябин. Мазурка до-диез минор, соч. 3 № 6. В десятке скрябинских жемчужин, эта выделяется особым блеском. Нельзя, наверное сказать, что она лучше других, просто подобных пьес в творчестве Скрябина больше нет... А вообще - раннее творчество Скрябина не так хорошо известно, поэтому в ближайшем будущем я планирую опубликовать ряд пьес, не вошедших в список его основных сочинений...
       М. Чюрленис. Соловей, соч. 19 № 3. Чем больше делаю музыку Чюрлениса, тем больше мне он надоедает. Боюсь, что скоро я его просто возненавижу... И буду не прав. Он явно не заслуживает такого отношения с моей стороны. Просто его очень трудно сделать в формате MIDI. Не звучит, хоть ты тресни! Прежде всего это связано с частым употреблением в левой руке вместо типичной басовой гармонической основы, мелодической линии, что сильно усложняет педализацию. А отсюда корявость и неестественность звучания. И если на настоящем фортепиано можно как-то добиться красочности звучания, то синтезатору бороться с таким фортепианным стилем очень непросто... А что касается этой пьесы, несмотря на ее краткость, она одна из самых интересных в нашем архиве. Существует и второй вариант окончания, который вы сможете прослушать здесь...
       М. Чюрленис. Я посеяла руточку. Обработка литовской народной песни. И даже сюда Чюрленис впихнул свои «любимые» хроматические гаммы басовый голос. По существу, этим обработка и ограничилась - все остальное очень просто и традиционно...
       М. Чюрленис. Матушка, спать хочу. Еще одна обработка. К счастью, обошлось без хроматизмов. Но суета в басовом голосе, хоть и диатоническая, все равно какая-то нездоровая...
       М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 22 № 3. Очень короткая прелюдия. «Фишка» здесь в том, что она вся написана в особом ладу - этакий си-бемоль мажор с пониженной 2-й, повышенной 4-й и низкой 7-й ступенями. Чюрленис так и поставил при ключе три бемоля: си, ля и до!!!
       А. Эшпай. Прелюдия ля минор. Принадлежность к какому-либо циклу не обнаружена. Красивая, но особо ничем не примечательная прелюдия. Да и мне, честно говоря, не удалось добиться убедительного звучания...
       В. Кикта. Фантастический этюд. Звучит эффектно, хотя технически все гораздо проще, чем это может показаться. Крайние разделы основаны на гаммообразных последовательностях лада тон-полутон. Серединка в ладогармоническом плане и по звуковому колориту более интересна...
       А. Лядов. Маленький вальс, соч. 26. А вот Лядов, не в пример Чюрленису, получается почти всегда более прилично. Думаю, что Лядов просто лучше понимал специфику фортепианного стиля. С другой стороны, пьеса написана настолько аккуратно и тщательно, что ее не испортит никакой синтезатор...
       А. Лядов. Прелюдия, соч. 40 № 3. Одна из «достойнейших» страниц лядовской лирики. Надеюсь, широкая публика оценит эту небольшую прелюдию... и ее реализацию в формате MIDI...
       М. Осокин. Палочка-выручалочка. Совсем небольшая, но очень премилая пьеска из школьного репертуара. Попалась в каком-то сборнике. Добавляю в архив не для того, чтобы потрясти мир этой музыкой, а просто чтобы пополнить довольно жиденький список сочинений Осокина...
       В. Ребиков. Марш, соч. 5 № 7. Марш в духе «игрушечных» маршей Чайковского, но без присущей последнему тематической яркости...
       В. Ребиков. Наивный рассказ, соч. 8 № 15. Чайковский здесь проглядывается еще более откровенно, чем в предыдущей пьесе. Тем не менее, эта пьеса одна из самых удачных в раннем творчестве Ребикова...
       К. Сорокин. Отголоски вальса. Сорокин до этого был представлен в нашем архиве двумя концертными этюдами. Теперь к ним добавляется пьеса, быть может, не столь значительная, но не менее интересная...
       А теперь о статьях... Помимо уже упомянутой вводной статьи А. Белоненко к сборнику пьес Свиридова, есть еще несколько. В этот раз источником послужили всевозможные программки концертов, на которые меня иногда заносило. Там мало что про фортепианную музыку, но так как о этих композиторах написано пока не так много, то приходится собирать и эти «крохи». Тем более, что в них я почерпнул немало сведений об авторах...
       Ю. Буцко. Плач. Дифирамб. Это не полное название статьи... Впрочем, и названия как такового нет - эта статья представляет собой аннотацию к авторскому концерту Ю. Буцко 1989 года. Почти во всех последующих статьях названия подобраны мною... Просто для удобства... К фортепианной музыке содержание этой статьи имеет весьма опосредованное отношение... Автор статьи мне неизвестен, ибо пожелал сохранить инкогнито...
       О. Бугрова. С. Губайдулина. Ночь в Мемфисе. Аннотация к концерту фестиваля «Альтернатива-?». Помните такой? Ночь в Мемфисе - произведение опять не фортепианное. Зато у статьи есть официальный автор...
       Алемдар Караманов. Пролог, мысль и эпилог для фортепиано. На этот раз аннотируется фортепианное сочинение... Которого у нас в архиве, впрочем, пока нет. Исполняться это произведение должно было на фестивале «Альтернатива-?». Концерт, проходивший в Музыкальной гостиной дома Шуваловой, назывался «Эмансипированный чемодан». То, что я присутствовал на это концерте я очень четко помню, но вот это сочинение у меня абсолютно не отложилось в памяти. Возможно, что оно и не исполнялось - какие-то замены там были...
       Николай Каретников. Две пьесы для фортепиано, соч. 25. А вот это сочинение в тот же самом концерте исполнялось. Исполнял его, кажется, Любимов. Он очень эффектно «термолировал» на фортепиано - амплитуда размаха рук «зашкаливала» сантиметров за тридцать... Если Фантазию Рябова я вначале «увидел», то 2 пьесы Каретникова - вначале «услышал». Кстати, услышать его можете и вы - оно лежит в нашем архиве едва ли не со дня его основания...
       А. Кнайфель. Монодия. Lamento. Все с того же «Эмансипированного чемодана». К содержанию нашего архива никакого отношения не имеет...
       Артур Винсент Лурье. Это уже аннотация из другой области - благотворительный концерт цикла «Музыка из Локенхауза» в БЗК. Что это такое - сможете узнать из самой статьи и приложения к ней. Для меня же она послужила источником некоторых сведений о Лурье. В частности, только здесь я наконец узнал, какое у него «отчество»...
       Т. Мансурян. Соната для фортепиано. Мансурян представлен в нашем архиве, но не этой сонатой... Что ж, быть может и она рано или поздно у нас появится. По крайней мере, по моим воспоминаниям, соната достаточно интересна...


[Новости] [Комментарии] Планы

       О планах говорить затрудняюсь. Музыки сделано довольно много, но большей частью мелкие пьесы и всевозможные сонатины. Одна из них - наиболее значительная и интересная - Сонатина ре минор Эшпая обязательно появится в следующем выпуске. Помимо этого в планах работа над 5-й сонатой Банщикова и Второй сонатой для двух фортепиано Буцко. Но обещать что-либо не буду, тем более, что Соната Буцко настоль безмерная, что могу просто не успеть... Не исключено, что и Валерий снизойдет до нас смертных, и доделает что-нибудь из того, что им уже начато...
       Есть и приятный момент - времени для работы над архивом у меня лично будет больше. И если не произойдет ничего непредусмотренного, то можно будет рассчитывать на новую норму - 50 файлов в месяц. Почаще заходите в наш архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz