АРНО БАБАДЖАНЯН - ПИАНИСТ

Вернуться

     Арно Бабаджанян... Это имя хорошо известно любителям музыки. Создатель множества прекрасных песен, музыки к кинофильмам, А. Бабаджанян написал немало камерных произведений - для фортепиано, скрипки, виолончели, которые также часто можно услышать в концертах. Однако существовала еще одна сторона его творчества, к сожалению, менее известная, - это исполнительская деятельность.
     Арно Бабаджанян окончил фортепианный факультет Московской консерватории, где учился у замечательного музыканта К. Н. Игумнова, весьма высоко ценившего его дарование. И, действительно, природа щедро наделила Бабаджаняня: большие мягкие руки, безупречный слух и память, огромный темперамент, чувство меры...
     В студенческие годы А. Бабаджанян систематически выступал на открытых вечерах и экзаменах, неизменно вызывая своей игрой восхищение у слушателей. Особенно удавались ему произведения романтического направления - Шопен, Шуман, Рахманинов... Игра его отличалась простотой, в высоком значении этого понятия, и удивительной проникновенностью. Исполняя музыку разных стилей, он всегда привносил в нее нечто свое, только ему присущее - импровизационность. Мне, много лет близко знавшему композитора, вспоминается эпизод из студенческой жизни. На одном из переводных экзаменов необходимо было сыграть помимо обязательной программы небольшое произведение, выученное самостоятельно, без помощи педагога. Но Бабаджанян об этом не был осведомлен. Когда после отлично сыгранной программы председатель экзаменационной комиссии предложил исполнить самостоятельно выученную пьесу, Бабаджанян несколько смутился, затем стал играть. Комиссия была озадачена, так как стиль музыки был явно скрябинским, но саму пьесу никто не знал. Позже Арно признался, что он импровизировал в стиле Скрябина. Этот случай многим запомнился как свидетельство редкостного импровизационного дара Бабаджаняна.
      Арно Бабаджанян выступает как исполнитель собственных произведений. Написанные в разные годы, они различны по стилистике и характеру. Однако в основе многих пьес лежит армянский национальный мелос, будь то Шесть картин, Вагаршапатский танец или даже Полифоническая соната.
     Бабаджанян писал, конечно, сообразно своим душевным устремлениям, своим техническим возможностям. Возможности эти были очень велики, поэтому ряд произведений представляет собой труднодоступную исполнительскую вершину. Большой артист, большой художник, Арно Бабаджанян создавал в каждой пьесе свой образный мир, а это, пожалуй, самая сложная исполнительская задача.

А. Каплан


Опубликовано: Арно Бабаджанян - пианист, «Мелодия», 1986

Вернуться

Используются технологии uCoz