О СЕРГЕЕ АРТЕМЬЕВИЧЕ БАЛАСАНЯНЕ
     (НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ И ВОСПОМИНАНИЯ)

Вернуться

       В последние годы жизни Сергея Артемьевич периодически размышлял о собственном творчестве, думал о его судьбе, как бы оглядываясь назад, на пройденный путь. Как-то, будучи у него, мне довелось услышать любопытное высказывание Сергея Артемьевича о собственном творчестве. Оно касалось проблемы национальной принадлежности музыки композитора. В частности, он говорил об армянских истоках в своей музыке. Он сетовал на то, что его музыка занимает как бы промежуточное положение между чисто армянской и европейской. Причины этого он усматривал в том, что, будучи армянином по национальности - родился в Средней Азии, а как композитор - формировался в русле русской музыкальной культуры. Он говорил, что в Армении его музыку могут считать «недостаточно армянской», а он всегда стремился быть частью духовной культуры своего народа. В противовес этому я привел в пример музыкальный фольклор России, где пограничные явления (стили), возникающие на стыке двух или трех культур, - одно из самых интересных явлений. На мой взгляд, именно сплав черт нескольких культур в музыке композитора может породить необычные, по-своему яркие произведения.
       Одним из поразительных, на мой взгляд, творческих примеров является его работа над армянскими народными песнями из сборника Комитаса. Сам подход к огромному этнографическому материалу, попытка ввести его в обиход большого искусства, профессиональной музыки, показать людям всю глубину и значительность этих простых, на первый взгляд, произведений, напоминает труд старых средневековых мастеров-каменщиков, камень за камнем складывающих руками здание и украшавших его изумительной резьбой. В этом труде есть что-то подвижническое - в любовной огранке каждой песни, в самоотверженной работе над достоянием национальной культуры... В этом проявляется не только отношение к музыкальному искусству, не только факт эстетического обращения к истокам национальной музыкальной культуры, но и система этических и философских воззрений, не отделяющая наше время от многовековой истории народа.

Олег Гордиенко


Опубликовано: Наследие. Музыкальные собрания - II. - М.: Композитор, 1992.
Первоисточник: рукопись

Вернуться

Используются технологии uCoz