ОБНОВЛЕНИЕ И ПОИСК

Вернуться

       Странно, что та трудная, ответственная функция, которая возлагается на критика и составляет суть его существования, в данном случае перекладывается на композитора - человека, в силу специфики своей деятельности подчас не способного на объективную оценку. Осмелюсь, впрочем, ее высказать, но, сознавая, что в следующем «галопе» по различным программам фестиваля есть что-то вульгарное, заранее прошу извинения и тем, о ком говорю, и тем, кого не упоминаю, тем более, что услышать удалось далеко не все.
       В организации фестиваля было много положительного - в первую очередь то, что звучала музыка различных направлений. Одно из больших достижений фестиваля - и здесь нужно сразу выразить глубокую благодарность композитору Владимиру Рябову - это организация концерта духовной музыки. Правда, если бы идея В. Рябова была воплощена полностью, то концерт был бы более разнообразным: первоначально в программу входили также сочинения Шандора Каллоша, Виктора Екимовского и мое, не связанные с традицией православной Литургии. Но и в конечном варианте концерт стал едва ли не самым значительным событием фестиваля.
       Недостатки же фестиваля, увы, традиционны - отсутствие информации и рекламы. Здесь проявляется полное неуважение к крупнейшему событию культурной жизни. Выход из этой ситуации вижу один: личная ответственность конкретных людей. Ответственность не только моральная, но и материальная.
       Теперь - о музыкальных впечатлениях. Мне кажется, что фестиваль этого года можно сравнить с высокогорным плато, то есть с некоей ровной поверхностью на высоком уровне. «Монбланов» и «Эверестов», кажется, не было. Не произошло какого-нибудь грандиозного музыкального события, которое могло бы консолидировать всю слушательскую массу, вызвать всеобщее потрясение. Может быть, это естественно. Грандиозные события потому и грандиозны, что редко происходят. Но были явления весьма заметные. Например, опера «Пена дней» Денисова, показанная артистами Пермской оперы. Это и крупное достижение наших исполнительских сил. До недавнего времени считалось, что такой современный музыкальный язык недоступен нашей оперной школе. Пермский театр блестяще разрушил подобное представление. Не случаен был и такой высокий интерес публики, на спектакль невозможно было попасть, и даже сам автор не мог в этом помочь. После первого действия некоторые все же покидали зрительный зал. Значит, какая-то часть публики попала в театр случайным образом, быть может и не готовая к восприятию современной оперы, а автор, потрясти души. Здесь есть о чем подумать.
       Коль скоро речь зашла об опере, отмечу блестящую работу нового театра-студии «Композитор» по воплощению оперы-фарса «Герой» А. Мосолова и комической оперы «Медведь» В. Дьяченко. Несмотря на то, что в опере «Медведь» ощутим определенный интонационный дефицит, все же она вызвала слушательский энтузиазм. И тут мне стало совершенно очевидно, насколько наша публика «изголодалась» по комическому вообще. Как она устала от избытка серьезного, а чаще - квазисерьезного. И, видя в антракте вокруг радостные, оживленные лица, я по-хорошему позавидовал Валерию Дьяченко, м на почве этой зависти дал себе клятву написать комическую оперу. Мне надоели реки слез и страданий, которые я пролил в своем собственном творчестве.
       Яркое впечатление осталось от Русской увертюры С. Прокофьева, открывшей один из симфонических концертов фестиваля в Большом зале консерватории. Очень хорошо, что в программу включаются произведения классиков! Они дают нужную точку отсчета.
       Заметным событием «Осени» стал концерт Ансамбля ударных инструментов под управлением М. Пекарского. За исключением сочинения В. Артемова («Ave atque vale»), которое я не очень понял, все остальное было остроумно и страшно забавно. Если композиторов удовлетворяет такая вот шкала оценок, то я их поздравляю от всей души.
       Большой интерес (об этом говорилось и за «круглым столом» по итогам фестиваля, и в кулуарах) вызвал Скрипичный концерт Татьяны Сергеевой. На меня в очередной раз произвел большое впечатление талант автора. Нет сомнения, что дарование Т. Сергеевой огромное. Правда, сочинение мне показалось устремленным в область внешнего эффекта, который у Сергеевой сам по себе очень интересен. Но после ее Сонаты для виолончели и органа, показанной на прошлой «Московской осени», я ожидал и ожидаю от нее более значительной работы.
       Концерт № 3 для фортепиано и камерного оркестра Елены Фирсовой - очень хорошая работа, которую отличает высокий уровень «культуры производства».
       Понравилось начало сочинения В. Кикты («Был у Христа-младенца сад» - вариации для виолончели, струнных, синтезатора и ударных на тему П. И. Чайковского), и прежде всего неожиданным тембровым решением. Но дальше, в попытках драматизировать ситуацию сюжетно и музыкально, мне кажется, автор ушел в сторону иллюстративности. А жаль...
       Р. Щедрин показал произведение, названное «Три пастуха», для флейты, гобоя и кларнета. Когда я слушал эту музыку, меня не покидало чувство, что она должна звучать не со сцены, а на пленэре. Она может естественным образом сливаться с воздухом, ветром, с природой. В условиях же академического прослушивания, мне кажется, ее восприятие несколько притупляется.
       Мне было очень интересно слушать сочинение Игоря Кефалиди «Sintagma» для виолончели с оркестром - точнее, первые две трети музыки. Это было свежо и категорично. Потом что-то произошло: то ли со мной, то ли с автором...
       Сильное впечатление осталось от Симфонии № 3 для сопрано, органа, струнных и ударных. «Будет ласковый дождь» (стихи С. Тисдейл) Ефрема Подгайца, хотя и возникли у меня некоторые вопросы к композитору.
       Первый скрипичный концерт Н. Рославца прозвучал ярко и свежо, и тут, я думаю, заслуга блистательной Татьяны Гринденко. Во всяком случае для меня очевидно, что в этом концерте (18 ноября) сочинение Рославца, написанное шестьдесят лет назад, было самое жизнеспособное и искреннее.
       Еще раз вернусь к концерту духовной музыки. Подлинным шедевром могу назвать «Восемь духовных песнопений» Н. Каретникова. Это - одно из немногих сочинений фестивальной программы, которое вызвало потрясение. Хоры протоирея Николая Ведерникова - их предназначение очевидно, и задача, по-моему, выполнена безупречно. Все остальное в целом радует слух и душу, но не вызывает ощущение подлинного откровения.
       Хорош был заключительный концерт фестиваля, на котором звучали сочинения Е. Кожевниковой, Ю. Каспарова, А. Чайковского. Все три автора показали искренние и хорошо реализованные творческие идеи. Каждый понравился чем-то своим. А. Чайковский - лиризмом, Ю. Каспаров - экзотикой, Е. Кожевникова - самим духом сочинения: в его основе - знаменный распев, и автор интересно и деликатно работает с этим материалом.
       Желаю всем композиторам и себе самому ярких творческих свершений. А критикам нашим желаю снять с эмблемы флюгер.

Сергей Беринский


Опубликовано: Музыкальная жизнь, № 4, 1990

Вернуться

Используются технологии uCoz