Странно, что та трудная, ответственная функция, которая возлагается на критика и составляет суть его существования, в данном случае перекладывается на композитора - человека, в силу специфики своей деятельности подчас не способного на объективную оценку. Осмелюсь, впрочем, ее высказать, но, сознавая, что в следующем «галопе» по различным программам фестиваля есть что-то вульгарное, заранее прошу извинения и тем, о ком говорю, и тем, кого не упоминаю, тем более, что услышать удалось далеко не все.
В организации фестиваля было много положительного - в первую очередь то, что звучала музыка различных направлений. Одно из больших достижений фестиваля - и здесь нужно сразу выразить глубокую благодарность композитору
Недостатки же фестиваля, увы, традиционны - отсутствие информации и рекламы. Здесь проявляется полное неуважение к крупнейшему событию культурной жизни. Выход из этой ситуации вижу один: личная ответственность конкретных людей. Ответственность не только моральная, но и материальная.
Теперь - о музыкальных впечатлениях. Мне кажется, что фестиваль этого года можно сравнить с высокогорным плато, то есть с некоей ровной поверхностью на высоком уровне. «Монбланов» и «Эверестов», кажется, не было. Не произошло какого-нибудь грандиозного музыкального события, которое могло бы консолидировать всю слушательскую массу, вызвать всеобщее потрясение. Может быть, это естественно. Грандиозные события потому и грандиозны, что редко происходят. Но были явления весьма заметные. Например, опера «Пена дней»
Коль скоро речь зашла об опере, отмечу блестящую работу нового театра-студии «Композитор» по воплощению оперы-фарса «Герой»
Яркое впечатление осталось от Русской увертюры
Заметным событием «Осени» стал концерт Ансамбля ударных инструментов под управлением М. Пекарского. За исключением сочинения В. Артемова («Ave atque vale»), которое я не очень понял, все остальное было остроумно и страшно забавно. Если композиторов удовлетворяет такая вот шкала оценок, то я их поздравляю от всей души.
Большой интерес (об этом говорилось и за «круглым столом» по итогам фестиваля, и в кулуарах) вызвал Скрипичный концерт Татьяны Сергеевой. На меня в очередной раз произвел большое впечатление талант автора. Нет сомнения, что дарование Т. Сергеевой огромное. Правда, сочинение мне показалось устремленным в область внешнего эффекта, который у Сергеевой сам по себе очень интересен. Но после ее Сонаты для виолончели и органа, показанной на прошлой «Московской осени», я ожидал и ожидаю от нее более значительной работы.
Концерт № 3 для фортепиано и камерного оркестра Елены Фирсовой - очень хорошая работа, которую отличает высокий уровень «культуры производства».
Понравилось начало сочинения
Р. Щедрин показал произведение, названное «Три пастуха», для флейты, гобоя и кларнета. Когда я слушал эту музыку, меня не покидало чувство, что она должна звучать не со сцены, а на пленэре. Она может естественным образом сливаться с воздухом, ветром, с природой. В условиях же академического прослушивания, мне кажется, ее восприятие несколько притупляется.
Мне было очень интересно слушать сочинение
Сильное впечатление осталось от Симфонии № 3 для сопрано, органа, струнных и ударных. «Будет ласковый дождь» (стихи С. Тисдейл)
Первый скрипичный концерт
Еще раз вернусь к концерту духовной музыки. Подлинным шедевром могу назвать «Восемь духовных песнопений»
Хорош был заключительный концерт фестиваля, на котором звучали сочинения Е. Кожевниковой, Ю. Каспарова, А. Чайковского. Все три автора показали искренние и хорошо реализованные творческие идеи. Каждый понравился чем-то своим. А. Чайковский - лиризмом, Ю. Каспаров - экзотикой, Е. Кожевникова - самим духом сочинения: в его основе - знаменный распев, и автор интересно и деликатно работает с этим материалом.
Желаю всем композиторам и себе самому ярких творческих свершений. А критикам нашим желаю снять с эмблемы флюгер.