ФЕСТИВАЛЬ УТВЕРЖДАЕТСЯ!

Вернуться

В России существенно необходима
духовно-культурная децентрализация...
Н. Бердяев

       Итак, можно порадоваться еще одному серьезному событию в музыкальной жизни России. В глубине ее, вдалеке от нынешних крупных культурных центров, в низовьях Волги появился и набирает силу фестиваль советской камерной музыки «Астраханские вечера». Минувшей осенью он прошел во второй раз, и динамика его очевидна. В прошлом году — два концерта из произведений астраханских и московских авторов, в нынешнем — цикл из шести концертов. Приглашены композиторы Москвы, Ленинграда, Казани, Фрунзе, Душанбе, выпущен развернутый солидный буклет, появились регулярные репортажи-рецензии в местной прессе, сделана часовая передача на местном телевидении. А главное — слушателей в зале в этот раз было вдвое больше, чем год тому. И на заключительном «круглом столе» они были активны и заинтересованны. Очевидно, что фестиваль утверждается как нужное и престижное для жизни города явление.
       Есть во всем этом для меня два момента, особо радующих и трогательных. Первое: в наши дни, когда огромное количество интеллектуальной энергии направлено на душераздирающую политическую борьбу, когда обостряются все мыслимые и немыслимые конфликты, когда в столицах митингуют и маршируют даже, — вдалеке, в провинции, нашлись люди, которые сохраняют моральное здоровье, естественное стремление к духовному единению, к чистому искусству. И второе: уникальность фестиваля в том, что он задуман и создан не в кабинетах руководства Союза композиторов или еще каких учреждений, а волей и усилиями самих музыкантов Астрахани. Это, прежде всего, композиторы Юрий Гонцов и Александр Блинов (ибо идея исходила от них) и целая когорта исполнителей, энтузиастов, педагогов и студентов Астраханской консерватории. Здесь, пожалуй, можно напомнить о том традиционно глухом сопротивлении, с которым обычно встречается современная музыка в педагогической среде. Кто не знает этих пошлых, заскорузлых «защитников классических традиций», для которых и Сергей Прокофьев — сомнительный «модернист»? Их бесконечную иронию по поводу современной музыки? Браво вам, уважаемые астраханские музыканты, за неутраченное живое отношение к музыке, за искренний интерес и уважение к творческому потенциалу ваших коллег-композиторов, за то, что труд ваш направляется не конъюнктурными соображениями (сыграть модного автора), а искренним желанием поддержать современную музыку, разобраться во всей ее панораме!
       Моя благодарность обращена ко всем исполнителям, проявившим энтузиазм, бескорыстие (участие в концертах не оплачивалось!) и достаточно высокий уровень профессионализма. Мне хотелось бы здесь назвать имена тех солистов, которые яркостью и классом интерпретации обеспечили успех сочинений. Это неизменная и очень интересная исполнительница всей органной музыки на фестивале Елена Базова, запомнившаяся на сей раз интригующей трактовкой несколько абстрактной серийной «Партиты» Лоренса Блинова из Казани. Это молодой скрипач Вадим Томилин, вызвавший шквал аплодисментов экспрессивной, глубоко осмысленной интерпретацией непростой по языку и форме сонаты Александра Миргородского. Это певица Любовь Власенко, может быть не безупречно, но очень ярко и увлеченно исполнившая вокальный цикл ленинградца Евгения Иршаи «Говори». Это пианистка Елена Винокурова, являющая собой в плеяде артистов, так сказать, оплот надежности и высокого качества, обеспечивающая успех нескольким сочинениям, в частности Фортепианной сонате Л. Блинова и циклу миниатюр Толиба Шахиди. Хочется еще назвать молодых интересных музыкантов: Елизавету Белинскую (виолончель) в Сонате Юниса Мамедова, Виктора Смиховского (кларнет) в Сонате Василия Лобанова, Инну Парамонову (баян) в Сюите Владимира Гусева.
       Так много и подробно говорю об исполнителях потому, что именно они, их мастерство и преданность идее фестиваля — залог его существования и развития. Иными словами, фестиваль — это еще и средство освежить слух и вкус исполнителей и публики (которая в основном — студенты консерватории). И, надо сказать, реакция зала довольно точно отражает результативность творческих усилий композиторов. Публика сумела оценить живую сочную интонационность Ю. Мамедова, парадоксальность и конструктивизм Л. Блинова, экспрессию и выверенную драматургичность А. Миргородского, точность и артистизм Е. Иршаи, свежесть и доверительность интонации С. Жукова. (Разумеется, я, как один из исполнявшихся авторов, не стану давать оценку тем или иным сочинениям.)

       В целом фестиваль удался, вызвал любопытство, а иногда и глубокий интерес публики. Шестидневный цикл концертов представил достаточно широкую и разнообразную (чтобы не сказать пеструю) панораму творческих устремлений авторов различных республик и регионов — Киргизии и Таджикистана, Татарии, Москвы и Ленинграда. Мне показалось все же, что прозвучавших авторов можно было бы «группировать» скорее по стилистической направленности, чем по региональным признакам. Несмотря на безусловные «почвеннические» тенденции сегодняшнего дня, слушатель не насыщается одной лишь экзотикой, он ищет в произведении личность, концепцию, красоту решения, и лишь найдя их, испытывает интерес и наслаждение. Это я к тому, что были, конечно же, и сочинения послабее. Суммируя впечатления от самых различных фестивалей (включая, скажем, знаменитую «Варшавскую осень»), могу сказать, что процент сильной и слабой музыки везде и при любой стилистической ориентации примерно одинаков. Думаю поэтому, что прозвучавшие на «круглом столе» традиционные призывы строже отбирать произведения столь же оправданны, сколь и формальны по сути. Разумеется, отбор, как и везде, есть и будет, но фестиваль — отражение реальной ситуации в музыке сегодня, и по качеству — тоже. Если мне чего-то не хватило в программах, то произведений радикального толка, так называемых экспериментальных. Не потому, что я горячий поклонник такой музыки, а для полноты и разнообразия впечатлений. А то уж больно все «добропорядочно», нынче ведь и кластер, и алеаторика, и всякие там «поли...» обросли академическим жирком и вполне вписываются в среднюю «добропорядочность». А ведь и сегодня они есть, наши возлюбленные «соперники» и «противники», пресловутые «авангардисты» — взрыватели и очистители мертвеющих структур Живой Музыки. Именно так: фестивалю не хватило спорных взрывчатых сочинений! И я полагаю, что устроители его примут к сведению такое соображение.
       И еще соображение — не стоит ли его (фестиваль) сократить или сжать? Все же шесть дней многовато. Трудно поддержать интерес не очень-то многочисленной астраханской публики. Трудно и исполнителям, и организаторам целую неделю находиться в напряжении. Здесь, ей-богу, лучше недодать, оставить неудовлетворенными любопытство и интерес, чем перекармливать... Можно было бы и разнообразить формы концертов, приблизить их к творческим встречам. Скажем, после каждой программы подготовить блиц-интервью с авторами здесь же, в зале. Именно интервью, а не «обсуждение», где публика чаще всего ведет себя вяло и трусливо. Сегодня и слово, высказанная мысль, убеждения талантливого (смею надеяться!) человека нужны, тем более, если в зале молодые люди, музыканты.
       Много чего еще можно было бы пожелать фестивалю «Астраханские вечера»... Но вдруг я понял, что главное пожелание — материальная и моральная поддержка городских властей и Союза композиторов РСФСР, чтобы он (фестиваль) смог удержаться и просуществовать в предстоящих шквалах нашей экономической жизни.
       Вот и выявился подтекст моего очерка, его, так сказать, тайная цель. Все, кто может, от кого зависит и т. д., — поддержите это начинание! Так мало культурных прорастании в нашей измученной провинции, так мало истинных, честных болельщиков за культуру, музыку — тех, кто меньше говорит в микрофоны, а больше делает дело, как мои друзья, астраханские музыканты, композиторы и исполнители.

С. Беринский


Опубликовано: Советская музыка, 1990, № 10

Вернуться


Используются технологии uCoz