ТЕПЛОТА ОБЩЕНИЯ С ИСКУССТВОМ

Вернуться

       Наше время настолько наполнено ошеломляющими открытиями и какой-то неумолимой стихийностью событий, что порой ловишь себя на мысли, что уже не хочется «острых ощущений». Жаждешь простой, «академической» теплоты общения с искусством в обстановке несуетной и лишенной сенсационной шелухи. Это полузабытое чувство мне удалось испытать на авторском вечере Андрея Эшпая в Большом зале Московской консерватории, очередным в цикле вечеров-встреч с современными нашими композиторами.
       В истории советской музыки почти невозможно представить себе автора, который бы не ставил перед собой «сверхзадачу» - сказать в искусстве свое, выношенное и выстраданное слово. На этом нелегком поприще существует путь «эволюционного новаторства» (В. И. Нестьев), основанный на бережном отношении к уже сложившимся средствам художественной выразительности и формам симфонизма. По этому пути идет Андрей Эшпай. Ретроспектива его художнического движения и была представлена в четырех произведениях, составивших программу вечера.
       Премьера Первой симфонии состоялась еще в 1960 году. Но и сегодня симфония оставляет впечатление поразительно активного и точного «слышания» современности.
       Первая симфония открывает собой целый ряд симфонических произведений Эшпая, в которых характерной чертой стала опора на разнообразные стилевые истоки, органичное сочетание конфликтного и эпического симфонизма.
       «Истинный вкус состоит... в чувстве соразмерности и сообразности», - обмолвился когда-то Пушкин. Эти слова в полной мере соответствуют музыке Концерта для гобоя с оркестром, посвященного А. Любимову, и в этот раз замечательно исполнившему сольную партию. Концерт впитал в себя и традиции концертности, идущие от романтических виртуозных концертов Листа и Рахманинова, и принципы состязательности, исходящие от concerto grosso, и черты свободных игровых алеаторических композиций нашего времени. Но как бы ни был многолик и причудлив этот исходный набор жанров, композитор проявляет подлинное мастерство в их ассимилировании. Неразрывная связь «прошлого» и «настоящего», «новаторского» и «традиционного», «своего» и «чужого» главенствует в концерте.
       Кульминацией вечера стала премьера Концерта для виолончели с оркестром, посвященного Мстиславу Ростроповичу, в исполнении М. Тарасовой.
       Концерт одночастен. В нем проявилось характерное для композитора отношение к форме: сохраняя основы избранной жанровой модели, он постепенно «размывает» ее, как бы освобождает течение музыкальной мысли, переводя содержание в новое жанровое измерение концерта-симфонии.
       После суровой монологичности, трагедийности и философской глубины виолончельного концерта уже полюбившийся слушателям Концерт для саксофона с оркестром (солист С. Гурбелошвили) показался поистине ослепительно радостным. Удивительна органичность, с которой спаяны в его музыке столь давно привлекающие композитора звуковые миры джаза, фольклора, импрессионистической звукописи.
       Великолепные солисты, отлично игравший Госоркестр под управлением Э. Чивжеля и музыка Андрея Эшпая - живая, яркая, искренняя и по-настоящему профессиональная - это прекрасное триединство сделало творческий вечер композитора истинно праздничным событием.

Л. РАПАЦКАЯ


Опубликовано: Музыкальная жизнь, 1990, № 13

Вернуться

Используются технологии uCoz