ИСКУССТВО РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Вернуться

       Искусство русского зарубежья... Навсегда горькая и больная тема. Как долго в своем отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов, Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнин?..
       Сколько других известнейших и давно почитаемых за рубежом русских авторов должны считаться гордостью отечественной музыки: Ефим Голышев - еще в 1914 году создавший струнный квартет с двенадцатитоновой техникой, Иван Вышнеградский - первооткрыватель - первооткрыватель и теоретик четвертитоновой музыки, Владимир Усачевский - признанный пионер электронной школы, Артур Лурье - автор исторической оперы «Мавр Петра Великого» и, кстати, до 1921 года ответственный работник комиссариата по народному образованию?..
       И скольких имен мы еще не знаем вовсе - кто слышал хоть одну ноту Никиты Магалова (ученика С. Прокофьева) или Николая Обухова (знаменитого своей 2000-страничной партитурой «Книга жизни»), Алексея Хаева (кантаты на русские народные тексты в 1939 г.) или Иосифа Шиллингера (активного участника послеоктябрьской жизни и написавшего, между прочим, еще на Родине Симфоническую рапсодию к 10-летию революции); а также Николая Лопатникова, Владимира Воронова, Аркадия Дубенского, Николая Березовского, Лазаря Саминского, Николая Набокова, Даниэля Амфитеатрова, Ивара Михашова (композитора и пианиста, активного пропагандиста музыки русской диаспоры)?..
       Список можно продолжать и дальше, только к сожалению, в нем будет встречаться все больше нерусских имен и все больше измененных в окончаниях фамилий: вместо -ов будет -офф, вместо -ский будет -ски.
       К волне русской эмиграции двадцатых годов на седьмом десятке лет существования Советского государства добавилась вторая волна, уже советских эмигрантов. По ряду известных причин более всего она коснулась деятелей искусства.
       Сегодняшний вечер посвящен творчеству четырех композиторов, которые еще совсем недавно были с нами и музыка которых после отмены бессмысленных запретов постепенно возвращается в наши концертные залы.

В. Екимовский


Опубликовано: Из аннотации к концерту Фестиваля современной музыки «Альтернатива-?» «Музыкальная диаспора» в концертном зале института имени Гнесиных от 18 октября 1989 г. Продолжение аннотации - статьи В. Екимовского: «Арво Пярт», «Виктор Суслин», «Александр Рабинович», «Андрей Волконский».

Вернуться

Используются технологии uCoz