НАГРАДЫ И ПРЕМЬЕРЫ

Вернуться

       Прошедшие годы были нелегкими для старейшины советской музыки Тихона Николаевича Хренникова. Имя его, правда, нередко встречалось в прессе, но по большей части — в контексте бурных споров о нашем недавнем музыкальном прошлом. Немало было высказано в адрес маститого музыканта горьких упреков теми, кто в порыве собственной перестройки пытался, не мудрствуя лукаво, изобразить его неким диктатором от музыки, ответственным абсолютно за все, что происходило в музыкальном мире за годы тоталитаризма. Находились, правда, и не менее горячие оппоненты, доказывавшие, что пусть Хренников, как и все мы, жившие в ту эпоху, небезгрешны, но сделал он гораздо больше доброго, чем худого, помог уберечь и искусство, и людей искусства от многих бед.
       В ушедшем году накал страстей, судя по всему, начал стихать: на смену обличительному азарту приходит горькое осознание того, что история советской музыки нуждается в глубоком и серьезном переосмыслении. И, говоря о Тихоне Хренникове, снова стали вспоминать о главном — о том, что он не только общественный деятель, но и — прежде всего — композитор.
       Правда, в духе теперешней моды, об этом раньше вспомнили за рубежами отечества нашего, занятого, увы, более важными вещами, чем собственная музыка. Сочинения Хренникова звучали во многих странах и неизменно вызывали горячую реакцию аудитории. После долгого перерыва этого композитора вновь открыла для себя американская публика. Во время традиционного Фестиваля Атлантики в штате Нью-Джерси состоялся торжественный «Русский концерт», центром программы которого стали заокеанские премьеры Третьей симфонии и Второго скрипичного концерта советского мастера. Их представил публике Фестивальный оркестр под управлением Альфонса Стифенсона, солировал Илья Калер, Слушателей, по приблизительным подсчетам, собралось около 10 тысяч! Известный нью-йоркский критик А. Коэн констатировал: «Третья симфония написана в современном духе, но вместе с тем она мелодична и доступна. Чувствуется, что автор видит для себя высочайшим образцом Прокофьева, об этом свидетельствует чарующий колорит сочинения, но вместе с тем это музыка в полной мере самобытная. Медленная часть — сплошная неотразимая красота, две другие части полны неукротимой жизненной силы. В скрипичном концерте медленная часть тоже отмечена искренней красотой и теплотой. Оба сочинения раньше не доходили до нас явно по политическим, а не музыкальным причинам. Энтузиазм аудитории с очевидностью показал, что, хотя эта музыка и оказалась для нее новой и необычной, она покорила ее. Овации, которые стоя устроила публика исполнителям и автору после каждого сочинения, подтверждают это».
       Неоднократно звучала симфоническая музыка Хренникова и во Франции, где у композитора особенно много горячих поклонников. В 1990 году он был удостоен почетного звания командора Ордена литературы и искусства Франции — одного из высших отличий республики, которого удостаиваются люди, «своим творчеством способствовавшие развитию и распространению литературы и искусства во Франции и во всем мире». Незадолго до Нового года от имени президента Ф. Миттерана высокую награду вручил композитору в Москве посол Французской Республики Жан Мари Мерийон. При этом он подчеркнул, что, присуждая ее, Французская академия отмечает «заслуги композитора, соединившего традиции русского искусства и современные искания в музыке, а также общественного деятеля, в огромной мере способствовавшего развитию дружбы между музыкантами двух великих стран». Теплые слова в адрес своего коллеги и друга сказал также выдающийся французский композитор Марсель Ландовский.
       Наконец, минувший год был для Тихона Хренникова еще и годом активной и разносторонней творческой работы. Созданы новые хоры на стихи Н. Некрасова (продолжение давнего цикла). Виолончельная соната, цикл пьес для деревянных духовых. Неплохой промежуточный итог для 77-летнего ветерана...


Опубликовано: Музыкальная жизнь, № 5, 1991

Вернуться

Используются технологии uCoz