ИСПОВЕДЬ СЕДЬМОГО УЧЕНИКА

Вернуться

       Хайям Мирзазаде уверен, что его наставник Кара Караев оставил в музыке такой след, о котором многие могут только мечтать.

       5 февраля 2003 года выдающемуся азербайджанскому композитору Кара Караеву могло бы исполниться 85 лет. Увы, он не дожил до этого юбилея, оставив своим ученикам и почитателям массу воспоминаний и свою музыку. Возможно, ее не так много, как хотелось бы, но в ней отчетливо чувствуется дух Караева, и она способна дать множество творческих импульсов для современных композиторов. Что же касается воспоминаний о великом Маэстро, то, думается, нашим читателям будет приятнее услышать их из уст тех людей, которые знали композитора лично, учились у него, работали с ним плечом к плечу. Этот заголовок для статьи мой собеседник, народный артист Хайям Мирзазаде предложил сам, в процессе нашей беседы, объяснив, что он и есть седьмой ученик великого маэстро: «В нашей аудитории висела виньетка, где я значился седьмым».
       Они были знакомы с 1950 по 1982 год. Не просто знакомы. К. Караев был для Х. Мирзазаде и Учителем, и Другом. Поэтому не удивительно, что интервью, проходящее в композиторском классе БМА, где когда-то преподавал сам К. Караев, а теперь готовит молодых композиторов и его ученик профессор Х. Мирзазаде, вскоре превращается в монолог - настоящую исповедь ученика.

       - Караев был феноменальной личностью в общей истории развития азербайджанской музыки, - утверждает Хайям Мирзазаде. - Когда Караев вместе с Джовдетом Гаджиевым вернулись из Москвы, где учились у Василенко, Александрова и, наконец, у самого Шостаковича, то принесли новое веяние в нашу музыку. До тех пор все то, что было начато великим Узеиром Гаджибековым, не имело своего продолжения. Конечно, было много композиторов, но не такого высокого класса, как Гаджибеков, Караев, Гаджиев. Благодаря этим людям наша музыка за короткое время встала на ноги и сумела заявить о себе. Знаете, я как-то с давних пор исследую историю музыки, и пришел к мнению, что тот путь, который итальянцы прошли за 250 лет, мы, благодаря этим величайшим композиторам, прошли за короткое время - 80 лет.
       - Утверждают, что Караев мог бы написать гораздо больше произведений...
       - Начнем с того, что он прожил короткую жизнь, всего 64 года. И это результат тех мук, которые он переживал в себе. Он вечно думал, изобретал, привносил музыкальные компоненты, данные ему как от бога, мировой культурой, так и культурой, обретенной и в Москве, и в Баку, в отчем доме. Ведь Кара Караев родился в интеллигентнейшей семье: его отец был врачом, а мама Сона ханум, которую мы все называли тетей Соней, писала и публиковала в начале прошлого века в местной печати свои повести и рассказы. Хорошие корни, образование, конечно же, сказывались и на его музыке. Но серьезная музыка никогда не приносит дохода. Так что Кара Караеву приходилось тратить силы и на существование - писать ради заработка менее серьезную музыку, для кино и театра, например, сочинять на заказ кантаты, марши. Но любое его произведение, для детей ли оно написано, для кино или это камерная музыка - поучительно, потому что Караев был Мастером, имел большой талант, он знал, что писал. Возможно, долго думал, переживал, вынашивал в себе, но он сочинял и делал это весьма ответственно. Он как-то сказал мне: «Хайям, если тебя пригласят даже в Агджабединский театр, то надо сделать работу так честно, чтобы захотели пригласить еще раз». Немало времени уходило у Караева и на общественную деятельность, ведь он был депутатом Верховного Совета, ездил на заседания в Москву, был членом ЦК и посещал пленумы. А как секретарь Союза композиторов СССР, он должен был вести и эту работу. Вы представляете, сколько времени у него все это отнимало? Я не говорю уже о том, что он еще и принимал своих избирателей в этой самой аудитории, где преподавал в последние годы своей жизни. Представьте себе, что могло бы быть, если бы он не занимался всем этим, а просто бы творил, отдыхал и ездил на свои концерты, получал удовольствие. Сколько тогда было бы сделано в музыке! Несмотря на это, я все же считаю, что Караев сделал и мало, и в то же время много. Он оставил такой след, о котором многие могут только мечтать, как бы плодотворно они не работали.
       - Произведения Караева всегда воспринимались однозначно хорошо?
       - Не всегда и не все принимали его музыку с радостью. Одни ему завидовали, другие ненавидели его стиль написания, так как его творческое письмо им не нравилось. Были и те, которые, видимо, считали себя чересчур большими эстетами. Но Караев продолжал работать, делал свое дело, и нередко побеждал негативные мнения. И вот когда прошли годы, сочинения его прижились, они уже стали классикой. Примером тому его симфоническая поэма «Лейли вя Мяcнун», написанная в 1948 году. Некоторые отнеслись тогда к новому произведению с издевкой, говорили, что это не наша музыка и вообще не «Лейли вя Мяcнун»... Его даже приписывали к тогдашнему постановлению о формализме. Но позже даже эти люди вовсю начали хвалить «Лейли и Меджнун» Караева. Не понимаю, либо они выросли, либо эта музыка стала теперь классикой, а классика неприкасаема.
       Сам Караев был очень человечным, никогда никого не оскорблял, ко всем относился с большим уважением. Он мог подолгу слушать любую музыку, даже бездарных композиторов, любителей - затем давал им советы, а после переживал. Переживал за то, почему он слушал плохую музыку, и беспокоился о том, не обидел ли ненароком автора. Вот таким он был по отношению к другим людям. Знаете, я очень любил своего педагога, боготворил его. Он был не только моим наставником, мы были большими друзьями, а подобные отношения редко встретишь между педагогом и его студентами.

«Грусть», посвященная отцу

       В семье Караевых не делали культа из дней рождения. Фарадж Караев в день рождения отца всегда бывает в Баку. В этот день рано утром он вместе с близкими друзьями посещает могилу отца на Аллее почетного захоронения. Цветов, правда, с собой никогда не берет, поскольку Кара Караев их не любил.
       - Папа вообще не любил проводить свои дни рождения, рассказывает Фарадж Муаллим. - У нас в семье никогда не было культа вокруг этого, мы могли спокойно забыть мой, сестры или мамин день рождения. Папин, правда, помнили всегда. Гостей по этому поводу никогда не собирали, только два-три близких человека, которые приходили домой. Помню лишь однажды, когда папа отмечал, если не ошибаюсь, свое сорокалетие, было человек 20 гостей. А так - очень редко. Причем, папа никогда не говорил о музыке, о делах за столом, с гостями. Для него процесс работы был интимным. Только когда уже все было готово, он любил показывать маме. И когда ему во время оркестровок не хватало рук, а я был тогда ребенком, он звал ее и просил подыграть.
       - Какой из подарков, выбранных для отца, вам особо запомнился?
       - Помню, на его 50-летие мы с сестрой Зулей ходили по магазинам в Москве, выбирали. Хотели что-нибудь особенное подарить, а денег у нас не особо много было. Наконец нашли ему весьма симпатичную шкатулочку, отделанную камешками. Папа был очень тронут. А так в основном дарили книжки и ноты. Помню, я как-то подарил папе книгу Роберта Бенуорена «Вся королевская рать». Я как раз прочел ее сам, позвонил отцу в Баку, и узнал, что он это замечательное произведение еще не читал. А мама, например, могла купить в подарок какое-то кашне, которое ему нравилось. Он любил хорошо одеваться.
       - Наверное, самым большим подарком для него могла бы стать музыка. Скажите, у вас есть произведение, посвященное отцу?
       - Да, это сочинение называется «Тристесса. Прощальная симфония». «Тристесса» значит грусть. Что касается «Прощальной симфонии» - так называется гениальное произведение Гайдна, представляющее собой несколько театрализованное действо. Оркестр играет, у каждого музыканта свеча на пюпитре, которую ближе к концу произведения он тушит и уходит. Все музыканты постепенно расходятся, остаются лишь дирижер и первый скрипач. Последний передает скрипку дирижеру, тушит свою свечу и тоже уходит. Дирижер сам доигрывает произведение на скрипке, откланивается и покидает сцену. «Тристесса» задумана так же, ее стержень - три прелюдии отца. Это произведение играл вместе с оркестром маэстро Рауф Абдуллаев, который к тому же является и потрясающим пианистом. По задумке, дирижер выходит на сцену, где уже сидел оркестр, садится за рояль и играет одну из прелюдий отца. В середине «Тристессы» он вновь «отлучается» от оркестра, чтобы сыграть на рояле другую прелюдию. А в финале, когда все музыканты ушли со сцены и дирижер остался один, он опять садится за рояль, но не играет, закрыв его крышку. И тут третья прелюдия звучит - уже из репродуктора. Премьера этого произведения, посвященного мной отцу, была проведена в 1982 году, на его 65-летие. Оно записано на пластинку, но играли его только в Баку, так как не каждый дирижер умеет играть на рояле.

Айнур МУСТАФАЕВА


Опубликовано: http://azeri.ru/AZ/cultur/

Вернуться


Используются технологии uCoz