ВРЕМЯ МИФОВ И ВРЕМЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Вернуться

       О гастролях Пермского театра оперы и балета в Москве

       (Фрагмент)

       <...>

       ... «Семь красавиц» К. Караева, балет, незаслуженно забытый, не нашедший пока адекватного сценического воплощения. Молодой балетмейстер В. Салимбаев вступил в мир поэзии Востока, созданный великим Низами. Его либретто - новая композиция музыкальных номеров. Замыслы такого рода редко увенчаются удачей. Но на этот раз победа осталась за балетмейстером. Утратив социальные мотивы, спектакль обрел обобщенно-философское толкование, теснее слился с музыкой, в которой тема высокой жертвенной любви звучит ясно и взволновано. К такой любви зовут хана Бахрама Семь красавиц, но ему чужды духовно возвышенные чувства. Он верит лишь в идею деспотизма, способную подчинить себе всех и все, в том числе и любовь. И в ответ на это Семь красавиц исчезают из его жизни.
       Верность теме и избранному жанру привели балетмейстера к оригинальным решениям. Восточные танцы освобождены от навязчивой экзотики, обошлось без театральных эмоций, привычно изображающих томления плоти. Своеобразным лейтмотивом действия проходят восточные танцы через весь спектакль, организуют и обогащают его философско-поэтическую атмосферу. Хотя, справедливости ради, замечу, что при таком решении спектакль мог быть лаконичней, компактнее.
       И опять - о сценографии. В белом шатре на темном фоне, в украшающих его шарах невозможно уловить образного смысла, неотвязно вспоминается банальный летний цирк-шапито - воображение отказывается наделять другими значениями эту декорацию художника С. Пастуха.

       <...>

Н. ЛУЧНИК,
Н. ЭЛЬЯШ


Опубликовано: Музыкальная жизнь, № 5, 1990

Вернуться

Используются технологии uCoz