АЛЕКСАНДР КНАЙФЕЛЬ

Вернуться

       Александр Кнайфель (1943) учился игре на виолончели, затем в Московской консерватории по классам виолончели (М. Ростропович) и композиции; перейдя затем в Ленинградскую консерваторию, окончил ее по классу композиции Б. Арапова.
       Основные сочинения: «Картины времени», кантата на сл. Э. Базена «150 000 000», кантата-дифирамб по В. Маяковскому, «Кентервильское привидение» - опера по О. Уайльду, «Медея» - балет по греч. мифу, «Жанна» - страсти для 13 инструментальных групп, «Айнана» - 17 вариаций для камерного хора и ударных, «Ранние журавли» - музыка прощания в 12 минорных тональностях, «Вера» - сюита для 58 струнных инструментов и др.
       Монодия для женского голоса соло сочинена на текст псалма № 22 в свободном переложении шотландского гуманиста Дж. Бьюкенена - по содержанию это молитва в час испытания («Из бездны взываю»...), написанная Бьюкененом в узилище католической инквизиции. Латинский язык стихов придает им архаическую суровость, истовость и как бы вневременность. С этой строгостью поэтического слоя вступает в сложное взаимодействие ультравыразительная музыка. Одночастное сочинение содержит как бы три фазы, разворачиваясь очень широко и достигая мыслимых границ вокальной экспрессии в условии одноголосия. Разумеется, как того и следовало ожидать, композитор использовал все возможные способы вокального письма (псалмодия, четвертитоновость, диатоника, атонально-хроматический универсум) и вокальной артикуляции (пение с закрытым ртом, glissando и др.). В конце произведения достигается долго готовившаяся кульминация, и музыка обрывается как бы в «никуда» (в небытие?).
       Склонность к использованию одноголосия объясняется из такого высказывания автора: «Именно интонация образует несомненную основу диалога композитора со слушателем. То, что ее изгоняют из музыки или отнимают у нее индивидуальный характер, лишает музыку возможности затрагивать глубинные, сущностные проблемы...»
       «Lamento» для виолончели соло памяти балетмейстера Л. Якобсона сочинено А. Кнайфелем. Пьеса родственна «Монодии» по своему внутреннему трагическому содержанию. Экспрессия безутешной скорби и отчаяния выражена всеми ресурсами виолончельного «голоса», которым композитор владеет сполна. Страстно-прерывистый монолог-токката сменяется своеобразнейшим тихим речитативным эпизодом, исполняемым пальцами левой руки без смычка с отдельными вкраплениями tremolo sul ponticello; за возвращением первого музыкального образа следует протяжный хорал флажолетов с незаметным и слитным вступлением вокального голоса виолончелиста для образования трезвучной гармонии. Характер развития музыки все время свободно-импровизационный.


Опубликовано: Аннотация к концерту в Музыкальной гостиной дома Шуваловой от 18 октября 1989 года «Эмансипированный чемодан» (радикалы 60-х годов). Фестиваль современной музыки «Альтернатива-?»

Вернуться

Используются технологии uCoz