КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Вернуться

       Дорогие друзья! Вы ознакомились уже со многими музыкальными произведениями разных композиторов. С каждым годом, каждым месяцем занятий, каждой новои сыгранной пьесой расширялся ваш музыкальный кругозор, совершенствовалась техника, увеличивались исполнительские возможности. Но, вместе с тем, — вы заметили? — каждый раз перед вами вставали новые, все более сложные задачи. И так будет всегда! Искусство музыки беспредельно. А совершенство — оно как горизонт в дальнее походе: сколько бы вы ни прошли, всегда остается впереди, продолжает звать и манить.
       На пути к вершинам художественного мастерства встречается немало трудных переходов, перевалов, препятствий. Есть они и в этом сборнике. На одно из таких препятствий, преодолеть которое необходимо рано или поздно каждому музыканту-исполнителю, мы хотим обратить ваше особое внимание.
       Среди включенных в сборник фортепианных сочинений украинского советского композитора Виктора Степановича Косенки вы встретите «Куранту», «Менуэт» и другие пьесы, характерные для старинных мастеров XVII—XVIII столетий. Некоторые его произведения, вероятно, напомнят вам русскую классическую музыку конца XIX—начала XX веков, особенно С. Рахманинова и раннего А. Скрябина. Пьес такого рода вообще много в творчестве В. Косенко. Вот, например, «Куранта». Вы знаете, что куранта — это старинный танец французского происхождения, очень распространенный в XVII веке, а в профессиональной музыке XVIII века обычно бывший одной из частей инструментальных сюит И. С. Баха, Г. Генделя, французских клавесинистов.
       Как известно, музыке старинных танцев не свойственны тонкие динамические н темповые нюансы или образные контрасты, она должна звучать сдержанно, благородно, без эмоциональных «нажимов», даже несколько отрешенно от личных ощущений исполнителя. Не имеют в ней большого значения и особенности инструмента (кроме, быть может, пьес для клавесина). Это музыка в некотором смысле, так сказать, отвлеченная от инструментальной техники и исполнительской виртуозности (вспомним, что один и те же мелодии Г. Гендель использовал и в хорах, и в оперных ариях, и в клавириых сюитах).
       Все это вы легко восстановите в памяти, увидев на одной из страниц сборнинка фортепианную пьесу «Куранта». Но значит ли это, что исполнять ее нужно так же, как музыку Баха, Генделя или Куперена? Как играть пьесу Косенко? И не только «Куранту», но и «Менуэт», и «Старинный танец», и вальсы, и многие другие его сочинения.
       Здесь мы подошли к одной из сложнейших проблем музыкального искусства — проблеме исполнительской интерпретации.
       Интерпретацией (от латинского interpretatio — разъяснение, истолкование) называют трактовку музыкального произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразительными и техническими средствами исполнительского искусства. Интерпретация предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение, наличиеуv исполнителя собственного творческого замысла.
       Для того, чтобы попять, почему данное произведение написано (и названо) так, а не иначе, что хотел сказать им композитор, в чем заключался его творческий замысел, часто недостаточно одного только нотного текста. Необходимо знать время и обстоятельства создания произведения, изучить другие сочинения этого композитора, особенности его стиля, мировоззрения, эстетических взглядов и др. Таким образом, глубокая и содержательная интерпретация даже небольшого произведения нередко предполагает огромную подготовительную, подлинно исследовательскую работу.
       Не случайно разговором об осознанной, требующей специальной подготовки исполнительской интерпретации мы предваряем сборник фортепианных пьес выдающегося украинского композитора В. Косенко. Его творчество — такое, казалось бы, ясное, простое, эмоционально насыщенное, классически стройное — очень сложно, а порой и противоречиво в образно-содержательном и стилевом отношении.
       Виктор Степанович Косенко родился в 1896 году в Петербурге в семье военнослужащего. Детство провел в Варшаве, где рано выявил музыкальную одаренность, увлекся музыкой и получил хорошее начальное образование. После смерти отца семья возвращается в Петербург. С 1914 по 1918 год Косенко учится на фортепианном и композиторском факультетах консерватории. Педагоги отмечают его одаренность, настойчивость в овладении знаниями. Высоко оценил творческие опыты молодого музыканта А. Глазунов. После окончания консерватории Косенко уезжает к родственникам в Житомир и начинает работать преподавателем в детской музыкальной школе. Здесь он развивает активную музыкально-просветительскую деятельность: организует трио, аккомпанирует приезжающим в город артистам, выступает как пианист. Однако, естественно, в обстановке гражданской войны, когда еще не было организованной системы концертной жизни, а государственное музыкальное строительство только начиналось, вся эта работа основывалась на энтузиазме, носила любительский характер, проходила в труднейших условиях.
       В Житомире В. Косенко много сочиняет. К этому периоду относятся семь поэм, три сонаты, цикл, «Одиннадцать этюдов», ряд небольших пьес для фортепиано, много лирических романсов, «Классическое трио», Концерт для скрипки (неоконченный). Деятельность талантливого композитора и пианиста постепенно приобретает известность. Он много концертирует на Украине, а с 1929 года его приглашают на постоянную преподавательскую работу в Киев.
       Начинается новыи, - полный ярких впечатлений, напряженного труда и активного творчества период жизни композитора. На смену лирическим высказываниям «житомирских» романсов, овеянных оттенками неясной грусти, романтическим порывам лирико-драматических фортепианных поэм в творчество Косенко властно врывается голос современности. В 1932 году появляется «Героическая увертюра» — симфоническое произведение, посвященное народу и героике социалистического строительства. Сразу завоевавшая признание слушателей, отмеченная премией на конкурсе, посвященном 15-летию Великой Октябрьской социалистической революции, «Героическая увертюра» до сих пор является одним из лучших произведений украинской симфонической музыки.
       Настойчиво и упорно работает композитор в области массовой песни, делает обработки украинских мелодий, пишет программную симфонию «Гибель эскадры», большой фортепианный концерт, симфоническую поэму «Молдавская». «Юным пианистам нашей цветущей социалистической Родины посвящаю»,— написал Косенко в заголовке цикла «24 детские пьесы для фортепиано». Не излюбленные композитором в прошлом менуэты, мазурки, вальсы, польки, а программные пьесы — «Пионерская песня», «В поход», «Марш буденовцев» и др. составляют основу сборника.
       Профессор консерватории, активный общественный деятель, известный композитор, авторитетный музыкант, Виктор Степанович Косенко переживает период огромного творческого подъема, подлинного вдохновения. В 1938 году его награждают орденом Трудового Красного Знамени.
       Тяжелая болезнь и смерть прервали только начинавшее расцветать композиторское творчество. В. Косенко умер 3 октября 1938 года, успев оставить очень заметный след в истории советской украинской музыкальной культуры.
       Когда с 1927 года поездками в Харьков и на Донбасс, а затем работой в Киеве В. Косенко активно, с романтической увлеченностью включился в кипуче-напряженное строительство молодой социалистической музыкальной культуры, он был уже сформировавшимся профессиональным музыкантом с очень четкими и твердыми музыкальными привязанностями и убеждениями. Начало им положили еще детские впечатления, когда в 12-летнем возрасте он был потрясен концертом Сергея Рахманинова. Шопен, Рахманинов, ранний Скрябин остались кумирами композитора на всю жизнь. Эта увлеченность классикой романтического направления укрепилась в консерваторские годы, обогатившись, естественно, глубоким изучением Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Грига, Чайковского, а также старинных мастеров музыки. Но все интересы Косенко и в исполнительстве всегда были направлены на классическую музыку.
       За почти десятилетний период исполнительской и творческой работы в Житомире Косенко окончательно сформировался как композитор академического направления в музыке. Слова «академический», «академизм» нередко понимаются как синонимы чего-то отрицательного, консервативного, тормозящего прогресс. Для этого бывают основания, когда речь идет о пассивном эклектизме, отсутствии таланта, в чем никак нельзя упрекнуть В. Косенко. Вообще же академическое направление — это прежде всего высокий уровень профессионализма и художественного мастерства. Вспомним, что звание академических присваивается у нас самым лучшим. Высокопрофессиональным музыкальным театрам, оркестрам, хоровым капеллам. Говоря о представителях академического (консервативного) направления и русской классической музыке XIX века, профессор Ю. Келдыш подчеркивает, что «они делали основной акцент на задачах публичной пропаганды великих музыкальных образцов минувшего времени и воспитания образованных, находящихся во всеоружии профессиональных знании н навыков специалистов-музыкантов. Главным очагом развития, по их мнению, должна быть школа, которая основывалась бы на прочных, устоявшихся традициях и опыте прошлого».
       Музыкантом именно такого направления был в украинской музыке 20—30-х годов В. Косенко. Он как бы символизировал собой одну из фундаментальных основ становления национальной композиторской школы. «От романсов Косенко идет глубокая музыкальная культура через таких ее представителей, как Чайковский или Рахманинов», — писал в свое время украинский музыковед Н. Гринченко, и слова его теперь с полным основанием можно распространить на все творчество композитора. Об этом же, по сути дела, говорит композитор Л. Ревуцкий: «Косенко — настоящий мастер высокой культуры. Он принадлежит к художникам, вокруг которых создается та художественная атмосфера, которая является живым н действенным стимулом для творческой работы».
       Весь устремленный к событиям, темам, образам советской действительности, юношески, романтически увлеченный окружающей жизнью, Косенко стремился воплотить своb впечатления при помощи давно устоявшихся, проверенных, традиционных классических форм и средств музыкальной выразительности. Естественно, не всегда это удавалось, и порой живой взволнованный голос композитора трудно было расслышать среди уже знакомых приемов композиторской техники. Иногда, наоборот, голос этот прорывался на полную силу, но формальная схема произведения вдруг оказывалась каким-то необязательным, чисто внешним придатком к авторскому высказыванию.
       Вернемся теперь к тому, с чего мы начали разговор, — к «Куранте» В. Косенко. Даже беглый взгляд на ноты подсказывает, что слишком многое отличает эту пьесу от старинного танца и инструментальных сюит XVIII века. Образные контрасты между самостоятельными разделами, резкие смены динамических оттенков (в некоторых местах через два такта), большие крещендо в подходах к кульминациям, очевидные замедления п ускорения темпа в середине фраз, наконец, подчеркнуто фортепианный стиль изложения, требующий от исполнителя владения специальными приемами, — не напоминает ли это скорее романтический пианизм прошлого столетия, нежели музыку времен И. С. Баха и Генделя?
       Обратимся к истории произведения. «Куранта» входит в написанный в 1928—1930 годы большой цикл фортепианных пьес, называемый «Одиннадцать этюдов в форме старинных танцев». Вот, оказывается, в чем дело: на первом месте в замысле композитора — создание фортепианного этюда, потому в нем выделены некоторые технические приемы. Старинный танец в данном случае — лишь внешняя форма, ритмический и структурный наряд, в который облачен замысел. Но этюд рассматривается автором не как техническое упражнение, а как самостоятельная лирическая пьеса в духе известных концертных этюдов Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова, сюиты Лысенко. Какое же образно-эмоциональное содержание вложено в нее?
       1928—1930 годы — переломные в творчестве композитора, когда в круг его интересов прочно вошла украинская народная песенность. Не напоминает ли лирическую украинскую песню трехдольная мелодия в параллельных секстах, пробивающаяся сквозь «курантное» движение шестнадцатых нот и потом вариационно развивающаяся? Так обнаруживаются уже, по крайней мере, три образно-содержательных пласта: лирическое высказывание композитора, воплощенное в духе украинской песенности, виртуозный характер изложения в традициях романтических этюдов XIX века, ритмическая и фактурная структура старинного танца XVII столетня.
       Как же играть «Куранту»? А это зависит от вашего исполнительского замысла, от интерпретации, которую вы предложите слушателям. Мы хотели лишь показать, как много порой необходимо узнать, продумать, взвесить, чтобы понять даже одну небольшую фортепианную пьесу. Если же вы захотите более подробно ознакомиться с творчеством Виктора Степановича Косенко, почитайте специальные книги о нем. Вот некоторые из них: В. Д. Довженко. В. С. Косенко (К., «Мистецтво», 1949); В. С. Косенко у спогадах сучасникiв (К., «Музнчна Украiна», 1967); Р. М. С т е ц ю к. Вiктор Косенко (К., «Музична Украiна», 1974).

Ю.Малышев


Опубликовано: В. Косенко. Избранные фортепианные сочинения. Киев 1980

Вернуться

Используются технологии uCoz