АРТУР ЛУРЬЕ

Вернуться

Я с тобой не стану пить вино,
Оттого что ты мальчишка озорной.
А. Ахматова

Искусство, поскольку оно живо, это
всегда отправление в новый путь.
Всегда сначала, все сызнова...
А. Лурье1

       Имя незаурядного композитора и яркого музыкального деятеля Артура Лурье (14 мая 1891 года, Пропойск, Могилевской губ. - 12 октября 1966 года, Пристон, США) долгое время по разным причинам оставалось в тени. До сих пор продолжаются споры о дате и месте рождения композитора, хотя недавно обнаруженные архивные документы позволяют с большой степенью уверенности настаивать на приведенных выше данных. Судя по этим же документам, Лурье обучался музыке в Одессе и в 1909 году приехал в Петербург поступать в консерваторию, где его педагогами стали М. Н. Баринова (фортепиано) и А. К. Глазунов (композиция).
       Отношения с Глазуновым складывались у молодого музыканта нелегко. Основные впечатления он черпал из внеконсерваторских источников. В 10-е годы Лурье чрезвычайно близок к группе футуристов - Хлебникову, Маяковскому, Крученых, Гуро. Он активно участвует в художественной полемике, в издании манифестов, посвященных новому «свободному искусству». Среди других его знакомств - Блок, Сологуб, Мандельштам, Кузьмин. Лурье становится завсегдатаем популярного художественно-артистического кабаре «Бродячая собака», где знакомится с европейскими знаменитостями того времени - Маринетти и Р. Штраусом.
       Автор воспоминаний «Мои встречи с Ахматовой» Г. Адамович пишет: «Для Штрауса... А. Лурье, считавшийся в нашем кругу восходящей музыкальной звездой, сыграл Гавот Глюка в своей модернистской аранжировке, после чего Штраус встал и, подойдя к роялю, сказал по адресу Лурье несколько чрезвычайно лестных слов»2.
       Особое место в жизни Лурье занимает в те годы Анна Ахматова. Их личные взаимоотношения послужили темой нескольких стихотворений. В свою очередь, Лурье стал автором первых вокальных произведений на ее стихи - цикла песен «Четки» (1914).
       Вот из стихотворений Ахматовой, имеющих посвящение А. Л. Лурье:
(1917)

       В своих фортепианных сочинениях 10-х годов - цикла «Синтезы» и «Дневной узор», трех сонатинах, а также в Первом струнном квартете Лурье экспериментирует в области атональности, в чем-то предвосхищает элементы додекафонии. Особый интерес представляет композиция для фортепиано «Формы в воздухе», посвященная Пабло Пикассо. В ней автор применяет совершенно новый способ графической записи: без привычных тактовых черт и обозначений размера, даже без стабильного нотоносца. Интересуется Лурье и микрохроматикой (четвертитоновой музыкой).
       В известной степени талант Лурье формировался под влиянием французского импрессионизма и отчасти Скрябина, однако в своем эксперементаторстве он ближе всего подходил к атонализму А. Шенберга и его школы (скорее всего, интуитивно), Вместе с тем, Лурье оставался художником оригинальным, и, хотя полного единства стиля в его произведениях нет, авторское «я» в них отчетливо присутствует.
       В 1913 году Лурье принял католичество, и с этим связано появление в его творчестве духовных сочинений - к примеру, «Ave Maria», «Salve Regina» для голоса и фортепиано. При крещении он выбирает себе имя Артур-Винцент в честь Шопенгауэра и Ван-Гога, однако чаще всего с тех пор зовут его Артуром Сергеевичем.
       Резкий перелом в жизни композитора наступает в начале 1918 года, когда молодой музыкант назначается заведующим МУЗО - музыкального отдела Наркомпроса, то есть по существу становится заместителем А. Луначарского по всем вопросам музыкальной жизни страны.
       Произошло это так. В декабре 1917 года Лурье вместе с искусствоведом Н. Пуниным пришел к Луначарскому обсудить с ним возможность постановки в петроградском Эрмитажном театре пьесы Хлебникова «Ошибка смерти». «Луначарский сидел в маленьком кабинете, вспоминает впоследствии Пунин, - ...охотно разговаривал с нами об искусстве... В споре наш небольшой проект постановки в Эрмитажном театре остался далеко позади - встал вопрос об организации нового аппарата управления во всех областях искусства3». Видимо, взгляды Лурье на обсуждавшуюся проблему настолько заинтересовали Луначарского, что тот не колеблясь поручил 26-летнему композитору столь ответственное дело.
       Надо сказать, что вопросы государственной политики в области искусства стали интересовать Лурье сразу же после февраля 1917 года. Он принимает активное участие в работе союза «Свобода искусству», призывающего передать управление искусством в руки самих художников4, а в октябре 1917 на три дня опережает большевиков в «упразднении» (пусть и символическом) Временного правительства.
       Вот текст манифеста от 22 октября, инициатором которого был Хлебников, а одним из авторов - Лурье:
       «Здесь. Мариинский дворец. Временное правительство. Всем. Всем. Всем. Правительство Земного Шара на заседании своем от 22 октября постановило: 1) Считать Временное правительство временно несуществующим, а главнонасекомствующую А. Ф. Керенскую находящейся под строгим арестом. Как тяжело пожатье каменной десницы! Председатели Земного Шара: Петников, Лурье, Дм. и П. Петровские, статуя командора я - Хлебников»5.
       В МУЗО Лурье сразу же энергично берется за работу, хотя его деятельность часто встречает негативную реакцию. Так, по непроверенному пока свидетельству, руководители Московской консерватории М. Ипполитов-Иванов и А. Гольденвейзер даже ходили к Ленину с просьбой оградить их от вмешательства Лурье в консерваторские дела, но поддержаны не были.
       Сочиняет в эти годы Лурье довольно мало. Однако одно из его произведений получило широкую известность - это «Наш марш» на слова Маяковского (1918). Позднее эта известность сослужила Лурье дурную службу. «Когда в 1922 году я приехал за границу, - вспоминал он уже в 60-е годы, то эмигранты ничего лучше не придумали, чем объявить мой марш "гимном большевицкой революции". Травили меня в продолжение многих лет: моя громкая слава "большевика и комиссара, командовавшего музыкой в России", распространилась и среди французов»6.
       В действительности Лурье никогда не был ни большевиком, ни комиссаром. В своей деятельности он руководствовался исключительно художественными принципами, проектами реформирования искусства. Но невзирая на все дальнейшие жизненные перипетии, Лурье никогда не отмежевался от своих послереволюционных действий. «Время было фантастическое, невероятное, и футуризм было самое чистое из всего, что я когда-либо знал»7.
       В 1921 году Лурье работает над балетом «Снежная маска» по Блоку, причем либретто к нему пишет Анна Ахматова. Мы не знаем, удалось ли ему закончить сочинение, поскольку ни музыка Лурье, ни текст Ахматовой не сохранились.
       В этом же году Лурье пришлось оставить свой пост. На следующий год он уезжает по командировке Луначарского в Берлин, но оттуда уже не возвращается. Спустя несколько месяцев он оказывается в Париже, где активно сотрудничает с литературно-художественными журналами, публикует эссе и рецензии, много сочиняет.
       В период нацистской оккупации Франции Лурье приходится эмигрировать в Америку, где его почти никто не знал. Кроме Э. Вареза, Лурье был единственным музыкантом, шедшим за гробом Белы Бартока в 1945 году. Смерть Лурье в 1966 году осталась практически незамеченной.
       Музыкальное творчество Лурье в период эмиграции чрезвычайно разнообразно и стилистически, и жанрово. Отдал дань Лурье неоклассицистскому направлению (Токката для фортепиано), однако более показательным для его стиля стали Литургическая соната и Духовный концерт, написанные в модальной технике. Начиная с 30-х годов в творчество Лурье входит крупная форма. Это две оперы - «Пир во время чумы» и «Арап Петра великого», обе на пушкинские сюжеты, две симфонии - одночастная «Диалектическая» и «Кормчая», состоящая из десяти частей, образующих цепь вариаций на интервалы малой секунды, малой терции и кварты. Музыка Лурье зарубежного периода в нашей стране пока не исполнялась, за исключением Камерного концерта для скрипки и струнного ансамбля, прозвучавшего концертах Гидона Кремера.

Евгений КОСЯКИН
Мемориальный музей А. Н. Скрябина.


Опубликовано: Наследие. Музыкальные собрания - II. - М.: Композитор, 1992.

Вернуться


1 Лурье А. Чешуя в неводе // Воздушные пути. Т. 2. Нью-Йорк. 1961. С. 188. : (назад)
2 Воздушные пути. Т. 5. Нью-Йорк. 1967. С. 102. : (назад)
3 «Жизнь искусства», 1921, 8 ноября. : (назад)
4 «Правда», 1917, 11 марта. : (назад)
5 Лурье А. Наш марш // «Новый журнал». № 94. Нью-Йорк, 1969. С. 131. : (назад)
6 Там же, с. 127. : (назад)
7 Лурье А. Наш марш // «Новый журнал». № 94. Нью-Йорк, 1969. С. 128. : (назад)
Используются технологии uCoz