С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МУЗЫКА

Вернуться

       В Казани завершился VIII съезд композиторов РТ. Согласно давней традиции, композиторы не тратили время на доклады и речи - за них говорила музыка. Нынче главной съездовской трибуной стал Большой концертный зал РТ, где царила рабочая и вместе с тем праздничная атмосфера, как на любом концерте или премьере. Тем более, что многие композиторы действительно приурочили к съезду первое исполнение своих новых сочинений. Впрочем, на съездовских концертах тоже не обходилось без споров, дискуссий, эмоциональных всплесков, особенно если в одной концертной программе «сходились» опусы композиторов разных поколений, скажем, приверженцев традиций и авангарда. Но опять же - это не словесные «перепалки», а чисто музыкальные. Хотя для наших композиторов - и маститых, и молодых - скорее характерно другое: стремление «примирить» в своем творчестве академизм и современную музыкальную лексику. Немало преуспел в этом и заслуженный деятель искусств России композитор Леонид Любовский, беседу с которым предлагаем вашему вниманию.

       - Леонид Зиновьевич, что для вас значит быть композитором?
       - Для меня это прежде всего огромная ответственность. На мой взгляд, человек, именующий себя композитором, не имеет права предлагать слушателям музыку, которая лишена содержания. Стоит только на некоторое время ослабить внутреннюю работу, лежащую в основе музыкальных постижений, как все становится чисто формальным. А потеря того, что является сущностным в музыке, для подлинного композитора равносильна несчастью.
       - Вы хотите сказать, что главное в музыке как бы спрятано, что музыка - это не просто композиция звуков?
       - Совершенно верно. Письмо композитора и звукорежиссура - это лишь внешняя оболочка явления, его «костюм». Музыка начинает звучать задолго до того, как приготовляется инструментарий для ее проявления. Музыка - это некое духовное переживание и энергетическое движение в человеке, которые позже могут быть зафиксированы на нотном листе. И величие музыкального произведения - прежде всего в глубине постижения композитором изначальной, беззвучной природы этого произведения, его души.
       - Но возможно ли вообще воспроизвести то, что по-настоящему даже не расслышать?
       - Вы правы, Медитативные, интуитивные постижения композитора сразу же теряют свою утонченность, так сказать небесную эфирность, при попытке их материальной реализации. И поднять композиторскую «технику» на уровень идеи не удастся, по-видимому, никогда. Но знаете, когда удается приблизиться к идеалу, - это такое счастье, за которое можно отдать все.
       - Вы верующий человек?
       - Я родился в 1937 году и, как вы сами понимаете, не имел как таковой возможности воспитываться в чисто религиозном духе. Но я верю в существование Высшей Силы Бытия, определившей наше место в этом бесконечном движении.
       - Расскажите, пожалуйста, как вы стали композитором. Вы из музыкальной семьи?
       - В моей семье музыкантом была только бабушка. Но музыкой я увлекся, когда еще ходил в детский сад. Как способного ребенка, меня «отобрали» для музыкальной школы. Примерно тогда же стали появляться мои первые музыкальные фантазии. Позже, в 10 - летнем возрасте, я написал свою первую «симфонию» размером в одну страницу: В общем, я не помню себя не пишущим музыку. В 1961 году я поступил в Казанскую консерваторию. Но те, детские попытки писать музыку, которые приходятся на период моей жизни в Каменке (Львовская область), где, кстати, любил бывать Чайковский и где он написал «Лебединое озеро», считаю началом своего творчества. Если же называть композиторов, которые в первую очередь задали для меня безусловно высокий этический и профессиональный уровень, то это Бизе, Чайковский, Бах, Бетховен, Шостакович, Прокофьев, Рахманинов.
       - Несколько лет назад вам была вручена медаль Сахарова. Эта какая-то музыкальная награда?
       - Эта медаль вручалась только один раз, в 1991 году, из рук Елены Боннэр, вдовы Андрея Дмитриевича. Я ее получил за музыкальное произведение, посвященное Андрею Дмитриевичу («Ля примоза» памяти Сахарова) Я всегда с восхищением относился к его мужеству и искренности, и это нашло выражение в моей музыке.
       - В чем вы видите смысл или цель своего творчества?
       - Цель творчества - всегда идти за пределы достигнутого, а это, как вы понимаете сами, бесконечный процесс. Например, мне казалось, что в своей Пятой симфонии я сказал все, что хотел сказать в музыке. Но сейчас мне ясно, что надо идти дальше.

МОСКАЛЕВ Ю.


Опубликовано: http://library.sgu.ru

Вернуться


Используются технологии uCoz