НИКОЛАЙ МЯСКОВСКИЙ (1881-1950)

Вернуться

       Николай Яковлевич Мясковский родился в крепости Новогеоргиевск, близ Варшавы. В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова.
       Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР.
       Среди сочинений: поэма-кантата Киров с нами, кантата-ноктюрн Кремль ночью, двадцать семь симфоний, три симфониетты, симфоническая поэма Алстор, увертюры, Дивертисмент, Серенада и Лирическое концертино для малого симфонического оркестра, концерты для скрипки, для виолончели с оркестром, тринадцать квартетов, девять сонат для фортепиано, циклы пьес для фортепиано, соната для скрипки и фортепиано, две сонаты для виолончели и фортепиано, романсы, хоры.

       СИМФОНИЯ № 26 (на русские темы, op. 79. 1948.
              I. Andante sostenuto. Allegro
              II. Andante quasi lento. Allegro giocoso
              III. Adagio. Allegro maestoso

       «Знакомство Мясковского с расшифровками древнейших русских напевов XI-XII веков из так называемых «демественных» записей, выполненных проф. В. М. Беляевым, послужило первоначальным толчком к мысли о написании «древнерусской» симфонии. Развитию замысла и его быстрому созреванию во многом содействовало еще одно обстоятельство.Композитор незадолго до того с большой настойчивостью и внутренней горячностью, хотя и не без труда, работал над созданием Гимна Российской Советской Социалистической Республики (по конкурсу, объявленному бывшим Комитетом по делам искусств при совете Министров РСФСР), написав несколько разных вариантов. Один из них, нравившийся автору по музыке, но не представленный им на конкурс, оказался удачным материалом для зародившегося плана «древнерусской» симфонии. Более того, тема гимна фактически ускорила и формирование идеи национально-патриотического произведения о Родине, и написание музыки.
       26-я симфония (соч. 79, до мажор, в 3-х частях) монументальна, ясно выраженного героико-эпического плана. Отсюда тип ее музыкальной драматургии, основывающийся не на драматически-конфликтном развитии тематического материала, а на приеме главным образом контрастных сопоставлений больших пластов музыки. Особенно наглядно эпический характер замысла раскрывается в предварении каждой части симфонии вступительным эпизодом, выполняющим роль заставки. Между ними, при разном тематическом содержании, много общего в эмоциональном строе, стилистической манере. Все эти вступительные разделы неторопливы, даже медлительны по внутреннему двидению и темпу, идентичны по ладо-тональному колориту (каждый начинается с первой ступени ля минора и заканчивается пятой гармонической или натуральной того же лада), степенны, хочется даже сказать, «бесстрастны», словно заставки к эпическому повествованию.
       Вместе с тем в каждой из заставок есть своя «особинка», подчиненная смыслу последующего. Так, вступление перед сонатным аллегро (первая часть) наиболее пространно. Характер музыки исполнен таинственности и значительности.
       Вступление ко второй части лаконично. Здесь оно - песенный зачин трех солирующих голосов (сначала 1-й валторны, а затем последовательно вступающих 1-го и 2-го фаготов), приводящих к лирической основной теме хорового склада.
       Вступление к финалу перекликается со вступлением к первой части, но в данном случае более отчетливо выражен повествовательный характер.
       Принцип жанрово-картинного сопоставления распространяется и на строение всего симфонического цикла. После сонатного аллегро, наиболее контрастной и динамичной части цикла, следующую часть, Andantequasi lento, автор дает в ярком народно-жанровом преломлении. По форме анданте представляет собой сочетание сложной трехчастности с вариационностью: крайние разделы (помимо вступления) - три вариации на оригинальную, в русском стиле, тему, средний - десять вариаций на народную тему (так называемый «Рождественский» стих) оживленно-танцевального характера. Благодаря тому, что середина анданте вся выдержана в быстром темпе - Allegro giocoso - и носит характер развитого законченного эпизода, вторая часть симфонии совмещает функции медленной и скурцозной частей цикла, а это вносит необходимую контрастность.
       Финал в форме рондо-сонаты со вступительной заставеой начинается темой гимна и заканчивается ею же, звучащей широко и мощно, как апофеоз главной идеи произведения.
       Хотя этот образ является центральным и определяющим в финале, значительное место в ходе развития музыки занимают лирические темы, в том числе и тема вступления. Последняя появляется в репризе, составляя первую кульминацию финала. В коде на теме гимна наступает вторая и главная кульминация.
       Оправданность медленного вступления, казалось бы, тормозящего течение музыки финала, заключается в том, что тема вступления преображается при повторении и тем самым активно влияет на содержание финала. «Бесстрастная» заставка вырастает в образ, исполненный могучей силы и размаха, который к тому же оказывается лишь предвестником еще более яркой вершины финала и всей симфонии, связанной с темой гимна. Отнюдь не стилизаторские цели ставил перед собой композитор. Образ Родины наших дней, могучий патриотический дух своего народа - вот что «слышал» Мясковский в музыке произведения, что стремился выразить средствами жанрово-эпического симфонизма, мастерски преломленными в присущем ему индивидуальном стиле».

А. Иконников


Опубликовано: Аннотация к концерту в Большом зале консерватории от 19 ноября 1989 года XI фестиваля советской музыки «Московская осень»
Первоисточник: «Художник наших дней Н. Я. Мясковский»
(М., Музыка, 1966, с. 308-311)

Вернуться

Используются технологии uCoz