О СЕРГЕЕ ПРОКОФЬЕВЕ
     И ЕГО МУЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Вернуться к С. Прокофьеву
Вернуться к Д. Кабалевскому

     Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой чуть ли не до сплошной черноты, - мы всегда чувствуем, что где-то там, за этими тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой. Искусство нашего века - неспокойное искусство. На нем сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явственно ощущаем на нем следы военных бурь, принесших человечеству бесконечно много страданий и горя.
     И быть может, именно поэтому солнечная, словно заряженная жизненной энергией музыка Сергея Прокофьева так дорога великому множеству людей, быть может, в этом и надо прежде всего искать «секрет» ее широчайшей и повсеместно продолжающей расти популярности.
     Оперы и балеты Прокофьева украшают сейчас сцены лучших театров, а симфонии и концерты входят в репертуар лучших оркестров мира. И нет, вероятно, ни на одном континенте земли ни одного серьезного пианиста, скрипача и виолончелиста, который не играл бы в своих концертах крупных или мелких инструментальных пьес Прокофьева.
     Чудесной страницей творчества великого нашего современника стала его музыка для детей и юношества. Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка - не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах - это одна из важнейших граней творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях.
     Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра.
     «Петя и волк» - это своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь современных наших ребят. Петя - уже не сказочный герой, а обыкновенный советский пионер. И дедушка его - обыкновенный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но великолепно сочетающийся с миром живых людей. И поэтому, если к «Пете и волку», с одной стороны, примыкают все «сказочные» произведения Прокофьева для детей и о детях, то с другой стороны, эта симфоническая сказка ведет нас к другим произведениям детской области прокофьевского творчества - основанным на жизненных, реальных сюжетах, почерпнутых из жизни советских ребят. Это «Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни пионеров на стихи С. Маршака, и на его же стихи написанная большая оратория «На страже мира», где дети являются важнейшим, центральным «действующим лицом» сочинения. Это и полная изумительного юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья»; это, наконец, и альбом пьес для молодых пианистов, озаглавленный Прокофьевым очень просто - «Детская музыка».
     Двенадцать пьес, составивших «Детскую музыку», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.
     Все эти чудесные качества сборника мы обнаруживаем уже в первой пьесе - «Утро». Между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, какой-то по-особому свежей «утренней» мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны словно остатки уходящей ночи - там все еще в тени, туда еще не дошли первые предвозвестники наступающего дня.
     Но вот исчезли последние тени. «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Так и слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
     Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника.
     А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале!
     «Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Как хорошо передает она чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
     Дальше прелестный «Вальс», заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. А за «Вальсом» - изящное и, одновременно, очень забавное «Шествие кузнечиков», прытких проказников на длинных, непонятно изогнутых ножках.
     Следующая пьеса - «Дождь и радуга». Сперва музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя из-за дождя на улицу выйти! А потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
     Дальше - безудержно-шаловливая беготня - «Пятнашки», веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день. Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку «Утра», но отчетливо с ней перекликается. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.
     А в заключение - «Ходит месяц над лугами», миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...
     Каждая из этих пьес не только доставит удовольствие юным пианистам, но и принесет им большую пользу, разовьет их творческую фантазию, продвинет пианистическую технику.
     Самое же главное, что привлекает всегда в этой музыке и тех, кто ее играет, и тех, кто ее слушает, - это тот от солнца идущий свет, которым светится все творчество Прокофьева. Я уверен, что, попав под живительные лучи этого света, юные музыканты сразу полюбят музыку Сергея Прокофьева, замечательного композитора, чье искусство несет с собой радость всем, кто с ним соприкасается, - и взрослым, и юношеству, и детям.

Д. Кабалевский (27 марта 1963 года)


Опубликовано: С. Прокофьев: Детская музыка. - М.: Музыка, 1984.

Вернуться к С. Прокофьеву
Вернуться к Д. Кабалевскому

Используются технологии uCoz