ПИСЬМО Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Вернуться к С. Прокофьеву
Вернуться к Н. Мясковскому

7 августа 1911 г., Кисловодск

Кисловодск. 7 авг. 1911

       Lieber Kola, в Вашей сонате1 я разобрался. Это—очень хорошая вещь, которую я выучу и включу в мой концертный репертуар. Я уже и теперь играю ее довольно бегло. Безусловно в ней есть такие места, под которыми я на Вашем месте не решился бы поставить свое авторское имя, но тем не менее общее впечатление от вещи прекрасное. Она вполне фортепианна (за исключением некоторых мест в финале) и в этом отношении представляет последующий шаг в глазуновском способе фортепианного письма. Недостатками сонаты я считаю: 1 — невероятную перегруженность всей вещи и 2 — злоупотребление низкими регистрами (большой и малой октавами). И то и другое особенно назойливо в финале, вследствие чего он становится прямо-таки неприятным.
       Теперь о некоторых частностях. Первая и вторая части вполне корректны. Желательно несколько переделать связующий их эпизод, начиная от
Пример 1
следующим образом:
Пример 2
       Далее пять тактов по-старому и затем:
Пример 3
       В третьей части мне не особенно нравятся сладковатые начало и подход к репризе. Эта часть по материалу слабей остальных. Кроме того, недостатком придется, пожалуй, считать однообразие движения, во всей части шестнадцатыми*. В финале главную партию я сделал бы так:
Пример 4
выкинув re и fa в басу. Далее, место
Пример 5
звучит прескверно. Гораздо лучше, как оно у Вас, кажется, было раньше. Напиимер, так:
Пример 6
       Затем: плохо звучит в медленном и неисполнимо в быстром темпе:
Пример 7
       Тактом поздней не будет звучать ясной имитацией триолька:
Пример 8
       Не особенно нравятся мне пассажи:
Пример 9a и Пример 9b
       Зато чрезвычайно хорош и фортепианен органный пункт на до в конце хода. Форма разработки мне не нравится; она состоит из двухкратного повторения длинного эпизода. Кому это нужно? — длинно и скучно. Далее в разработке,
вместо:
Пример 10
надо:
Пример 11
и еще дальше, место:
Пример 12
можно сделать пышнее:
Пример 13
       Финальный ре мажор очень пышен, но совершенно не подготовлен.
       По мере изучения сонаты, накопляются еще кой-какие мелкие предложения об изменениях. Но об них при свидании.
       Недалеко от нас — в Пятигорске — поселился С. И. Танеев, Я довольно часто с ним вижусь. На днях намерен сыграть ему Вашу сонату. Фугу2 я уже показывал между делом, и она была одобрена.
       Всех благ.
Ваш С. П.
       Ребровая балка. Дача Ушаковых.

Приложение (ответ Н. Я. Мясковского, фрагмент)

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ
12 августа 1911 г., Батово


       12/VIII -1911 — Батово

       Милое заботливое создание с Ребровой балки, чрезвычайно признателен Вам за Ваши невероятные хлопоты с моим бедным толстым и нудным детищем; рассмотрев Ваши точные и тщательные замечания, я не могу с уверенностью сказать, многими ли из них воспользуюсь: надо сперва выслушать; у меня сейчас нет в руках черновика, так что я не могу примерить Ваши варианты, но на первый взгляд мне показалось следующее: 1 — связующий эпизод по Вашему рецепту может оказаться нестильным, особенно с нисходящими терциями; 2 — расширение замирания там же, имеет raison d'etre**, хотя это мелочь, которая проходит незамеченной; 3 — облегчение главной темы финала едва ли приемлемо, так как изменит характер темы, мое представление — таинственно-зловещее предостережение (р — pesante); 4 — разбитые аккорды я слышал звучащими не очень скверно, мне такой рисунок кажется интереснее, хотя звучность больше нравится того var[iante], который Вы предлагаете и который был раньше. Я думаю, что и это может выйти, если уверенно и сильно акцентировать главную ноту и быть осторожным с педалью; 5 — место хода, неисполнимое в быстром темпе, исполнимо в среднем, как и нужно, и все имитации выходят, через некоторое время Вы это услышите сами; 6 — в ненравящихся Вам пассажах обратите внимание на оттенки силы — очень важно, а на музыку не обращайте внимания, я знаю сам, что это дешево; 7 — разбитые аккорды в разработке подходят под пункт 4; 8 — перед концом разработки одно опышнение мне по вкусу, хотя я сыграть его сносно не могу; 9 — перед кодой сделайте огромное Largamente с огромной силой, тогда не будет очень неожиданно. Общие замечания Ваши очень ценны и, кажется, верны; хотя я знаю, что финал несмотря на свою перегруженность и «низменность» на слушателей производит лучшее впечатление из всех частей; я сам не слышал, судить не могу, но от 5 человек слышал это. И вообще, я его ценю выше всего прочего, несмотря на некоторую квадратность разработки. Между прочим, когда будете его играть, подложите в этом месте побольше жару (то есть треску и скорости), тогда ничего — это я пробовал. А в общем, дружок мой, я Вас лобызаю в припадке благодарственной чувствительности, но (о, неблагодарный!) все же немного дуюсь...
Опубликовано: С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. Всесоюзное издательство «Советский композитор». Москва, 1977

Вернуться к С. Прокофьеву
Вернуться к Н. Мясковскому


1 Речь идет о Первой сонате для фортепиано Н. Я. Мясковского. Предлагаемые С. С. Прокофьевым исправления не были приняты автором. : (назад)
2 Фуга - первая часть Первой сонаты Н. Я. Мясковского. : (назад)
* Здесь сохранена орфография издания, в котором слог «ми» напечатан курсивом, как слоговое обозначение ноты «ми». Тем не менее, это явный недосмотр редакторов, не понявших сокращенной записи Прокофьевым слова «шестнадцатыми» (примечание мое - В. Р.) : (назад)
** право на существование (франц.). : (назад)

Используются технологии uCoz