История знает немало композиторов, прославившихся при жизни и в качестве исполнителей. Таковы великие пианисты Моцарт и Бетховен, Шопен и Лист, Скрябин и
Как уживаются в одной личности художника композиторский талант с искусством интерпретации - во многом разные сферы деятельности? Уживаются, как показывает практика, трудно. Всю жизнь, говорят нам свидетельства самих художников и их современников, они раздваиваются между двумя призваниями и в конце концов выбирают истинное одно - приходит свой час, и сочетать творчество и исполнительство не позволяют ни время, ни желание целиком углубиться в любимую работу, ни просто силы - физические и духовные. Порой раздвоение неумолимо преследует весь творческий путь. Вспомним Густава Малера, который открыл много великой музыки как дирижер, но вынужден был писать свои сочинения по ночам. Вспомним гениального пианиста Ференца Листа, который так и не смог сделать выбор, считая недостаточным свой композиторский талант - во всяком случае в сравнении с таким гигантом, как его друг Фридерик Шопен.
Думаю, не ошибусь, если путь Прокофьева назову гармоничным. Он навсегда сохранил верность фортепианному жанру. Пока позволяло здоровье, любил играть свои сочинения сам. Прокофьев-пианист, выступая интерпретатором собственной музыки, открыл всему миру Прокофьева-композитора.
Ему повезло. Детство его, для художника всегда питание духа, прошло счастливо. Дарование обнаружилось рано: «...Когда мать ждала моего появления на свет, она играла по шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку», - писал Сергей Сергеевич. Художественный такт, прозорливость, осмысленность в занятиях с маленьким Сережей, проявленные матерью - неплохой пианисткой, - поразительны. Если бы ее заветы могли стать подспорьем для советской педагогики на ранней стадии обучения! Вот строчки из прокофьефской «Автобиографии»: «Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни... тут я и старался примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхние октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты... Вскоре "дитя" стало подсаживаться самостоятельно, пытаясь что-то подобрать... К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное - поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой... Мать переводила меня на другую и третью пьесу... количество музыки, которое проходило сквозь меня, было огромно».
Отобранные для знакомства пьесы совместно обсуждались, таким образом в мальчике рано развилась способность к самостоятельному мышлению, так же как склонность к импровизации. При гостях он охотно импровизировал, причем безудержная фантазия не давала ему закончить пьесу. И только вмешательство отца или матери освобождало присутствующих от «долгоиграющего» юного артиста.
Молодому Прокофьеву и дальше везло с педагогами. Создается впечатление, что каждый из них появлялся на его пути в свой час. Если говорить о развитии пианиста, то после творческих свобод, предоставленных матерью, в лице педагога консерватории
Когда Прокофьев почувствовал, что перерос педагога, он правда, под напором со стороны друзей, особенно
Отличаясь редкой целеустремленностью, молодой Прокофьев поставил себе целью окончить фортепианное отделение с отличием и завоевать премию имени
Консерваторская профессура раскололась на две резко противоположные партии - «за» и «против» Прокофьева. Красноречив был отзыв директора консерватории
В результате бурного обсуждения Первая премия имени
Уже в течении следующего года имя Прокофьева все чаще фигурирует в программах петроградских концертов. Примечательно его выступление с собственным Вторым концертом на симфоническом собрании Русского музыкального общества (дирижировал Николай Малько). Сам факт приглашения в цитадель музыкального академизма опасного «бунтаря», ниспровергателя всех канонов, свидетельствовал о том, что не считаться с появлением выдающегося таланта было уже нельзя.
«Говору и толков - масса! - комментировал реакции на выступление Прокофьева его друг
Слава молодого Прокофьева была завоевана прежде всего пьесами для фортепиано в его собственном исполнении. Этот инструмент он облюбовал с детства и всю жизнь использовал его для утверждения своих новаторских идей. Уверенно, даже демонстративно отказываясь от изысканно-утонченной манеры своих предшественников - Скрябина и Дебюсси, Прокофьев часто использовал фортепиано для своих трибунных, «ораторских» выступлений. Недаром недоброжелатели юного музыканта издевательски обвиняли его в «маяковничаньи». Эта ссылка на Маяковского сближает эпатирующие тенденции в его пианизме с сенсационными выступлениями русских «кубо-футуристов».
Мнения о Прокофьеве резко разделились и тогда, когда он с командировкой Наркомпроса, подписанной
Прокофьевскую игру характеризовали как «атаку мамонтов на азиатском плато», о его пианизме писали как о механической игре, лишенной оттенков: «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы... Это звуковой стальной трест». После такой аттестации негр-лифтер в отеле предупредительно потрогал мускулы пианиста, приняв его за знаменитого силача. Очевидно, такое восприятие личности молодого музыканта было поверхностным и слишком односторонним.
Послушаем
А вообще был ли Прокофьев-пианист склонен к механистическому звукоизвлечению, стальным кричащим ударам? Или это легенда, созданная недальновидными самоуверенными критиками? Он был слишком музыкален, чуток к фразе, к построению цельного художественного образа. Все это не давало никаких основания для репутации самодовлеющего разрушителя. Так, может быть, скорее прав в суждениях об исполнительских особенностях Сергея Сергеевича его французский друг Серж Морё, который считал, что Прокофьев был «прирожденным пианистом, и все, кто помнит мощное звучание его нервных выступлений, подкрепляющееся безошибочно уверенной техникой, могут понять, почему его называли "Паганини рояля"». Французский композитор Франсис Пуленк отмечал мощную и гибкую руку Прокофьева-пианиста, лишь незначительным касанием клавиш способного добиваться звучности необычайной силы и интенсивности.
Вот другой отзыв, нашего соотечественника, композитора
Сейчас, когда слушаешь грампластинки с драгоценными записями Прокофьева-пианиста, впечатления Кабалевского оказываются очень созвучными. Что бы ни играл Сергей Сергеевич - свою ли музыку или же
Да, «Паганини фортепиано». И все же он, видимо, всегда предпочитал творчество исполнительству. И каждое столкновение с прекрасной «чужой» музыкой почти неизменно давало толчок к созданию собственного сочинения. Совсем еще юный Прокофьев переживает период влюбленности в Шумана: «За Токкату Шумана я взялся охотно... Техника... представляла много приятностей для пальцев и привела меня постепенно к сочинению собственной Токкаты, которая хотя своими хроматизмами и не доросла до шумановских диатонизмов, все же имела постоянный успех у публики».
По свидетельству первой жены композитора, пианистическая карьера Прокофьева, отнимавшая массу времени, в начале пути была необходима, причем не только по материальным соображениям. Ему представлялась возможность наилучшим образом пропагандировать собственную музыку. Постепенно сочинения Прокофьева начали исполнять известные артисты, и тогда он стал сокращать свою пианистическую деятельность, доведя ее до минимума, а затем и вовсе прекратил. Желание освоить его музыку Сергей Сергеевич всегда встречал очень охотно и доброжелательно, объясняя, как ее надо исполнять. Любопытный пример - советы музыканту-любителю, большому другу композитора, ветеринарному врачу
Другой пример серьезнее. Зрелый Прокофьев, у которого не вышел контакт с публикой при исполнении Пятого концерта, обращается с доверием и надеждой к авторитету другого пианиста - Святослава Рихтера, тогда еще только восходящего к вершинам славы: «Может быть, молодой музыкант сыграет мой Пятый концерт, который провалился и не имеет нигде успеха?! Так, может быть, он сыграет и концерт понравится?!» Сколько здесь трезвой самокритичности к себе и благородного пиетета к возможному исполнителю-конкуренту! И это при том, что испокон веку авторское исполнение считается лучшим, единственным и неповторимым, высшим, так сказать, критерием.
Место исполнительства в многоцветной палитре прокофьевского творчества наиболее убедительно выразил известный пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз: «Особенности Прокофьева-пианиста настолько обусловлены особенностями Прокофьева-композитора, что почти невозможно говорить о них вне связи с его фортепианным творчеством. Игру его характеризуют... мужественность, уверенность, несокрушимая воля, железный ритм, огромная сила звука... особенная "эпичность", тщательно избегающая всего слишком утонченного или интимного... Но при этом удивительное умение полностью донести до слушателя лирику... грусть, раздумье, какую-то особенную человеческую теплоту, чувство природы - все то, чем так богаты его произведения...»
Ярко образная манера игры, умение доносить свой замысел до слушателя вызывали у аудитории подчас ответную реакцию энтузиазма. А если слушатель был художником, то он мог откликнуться и своим творчеством. Так, известный график, друг Маяковского Александр Родченко оставил серию рисунков к циклу из двадцати фортепианных пьес «Мимолетности». А поэт
Ликующий пожар багряного цветка
Клавиатуру слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками.
Расплавленной руды взметенная река.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете
И в бубен солнца бьет непобедимый скиф.
Музыка Прокофьева живет. И не одно поколение пианистов воспитывается на ней, завоевывает вершины мастерства. Наследуются и его пианистические традиции. Прославились как исполнители произведений Прокофьева Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Николай Петров, Михаил Плетнев, совсем еще юный Женя Кисин. Мастер уходит, а его творения подвергаются усовершенствованию. Таков закон искусства.