ПАЛОМНИЧЕСТВО К РАХМАНИНОВУ

Вернуться

       Встретившись с волнующим опытом, связанным с преданностью памяти Рахманинова и углубленным изучением документов о нем, я поняла, что нельзя не рассказать об этом нашему музыкальному миру.
       В 1980 году вышло второе издание каталога-справочника «Автографы Рахманинова в фондах Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки». Подготовка этого издания тогдашней заведующей архивно-рукописным отделом ГЦММК И. К. Травиной была поручена мне, поскольку первое издание, подготовленное в 1955 году Е. Е. Бортниковой и Ф. А. Красинской, нуждалось в дополнениях.
       Не считая эту работу творчески значительной, я вскоре забыла о ней и ни в коей мере не могу отнести себя к рахманиноведам. Однако сведения, полученные от участников подготовки второго издания привели к любопытному эпизоду.
       Издательство «Советский композитор» передало мне письмо американского музыканта Роберта Палмиери, который сообщал, что намерен в октябре 1989 года посетить Союз. В качестве главной цели своей поездки он ставил ознакомление с автографами Рахманинова в Музее имени Глинки и, кроме того, выражал желание ознакомить специалистов Московской консерватории со своими исследованиями жизни и творчества композитор в США.
       Поездка Р. Палмиери состоялась в намеченное время. Сопровождая американского коллегу по его рахманиновским делам, я узнала много нового о нашем великом соотечественнике. Искренность и деятельная любовь американского исследователя к Рахманинову оказались впечатляющими, что и побудило автора взяться за перо.
       Роберт Палмиери - пианист, педагог и музыковед. Творчеством Рахманинова занимается много лет. Он автор книг: «Сергей Васильевич Рахманинов» - руководство к исследованиям о композиторе (1985) и «Информационный справочник по фортепиано» - в помощь исследователям (1989). Профессор Палмиери преподает в Кентском университете (штат Огайо), заведует отделом клавишных инструментов.
       Цель его работы в Музее имени Глинки - сравнить американские издания многих фортепианных пьес Рахманинова с автографами, хранящимися в музее. Известно, что пытливому исследователю манускрипты интересны не только тем, что написаны они рукой самого композитора - в них всегда можно обнаружить неповторимые детали, которые вводят в творческую лабораторию автора. Что и говорить, ради этого стоило приехать в наш знаменитый музей!
       Наблюдая за работай Палмиери, я видела трепетность его прикосновения к рукописям, тщательность фиксирования мельчайших нюансов оригинала, - от аппликатуры до скобочек, в которых заключено обозначение темпа по метроному. Не могло не вызвать сопереживания упорство, с которым он пытался прочесть зачеркнутое самим автором. Все выдавало в нем романтика с пылкой и нежной душой, влюбленного в своего кумира и достигшего исполнения заветной мечты.
       Приехав в святые места, бывшие некогда средой обитания композитора, музыкант жадно впитывал все, что так ил иначе связано с Рахманиновым. Консерватория с ее особой атмосферой, бывший юргенсоновский нотный магазин, Страстной бульвар с домом, где жил композитор, зал Синодального училища, ныне носящий имя Рахманинова (нетрудно представить себе состояние пианиста Палмиери, когда он исполнил в этом зале несколько сочинений композитора).
       В своей книге о Рахманинове Палмиери собрал большое количество ценных сведений: репертуар Рахманинова как пианиста и как дирижера, аннотированная библиография, наиболее полная дискография, интересные фотографии, раннее не известные документы. Работая над своей книгой, исследователь тщательно изучил архив Рахманинова в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. При этом он оказался в значительной мере первооткрывателем большого количества материалов. Увлеченность и терпение, с которыми он работал, принесли весомые результаты. Он обнаружил целую россыпь документов, не ставших объектом изучения музыковедов, ограничившихся в основном письмами и рукописями. Среди них, скажем, виза на въезд в США, выданная Рахманинову и его семье генеральным консулом США в Дании 17 сентября 1918 года и разрешавшая пребывание в стране в течение года, Документ воспроизведен в книге Палмиери о Рахманинове, экземпляр которой автор подарил библиотеке Московской консерватории.
       Широко известно, что в годы второй мировой войны композитор передавал большие суммы денег в фонд помощи Красной армии. Меньше говорится о том, сколь многим советским людям Рахманинов помогал на протяжении 1920-1930-х годов. Палмиери обнаружил многочисленные почтовые квитанции на отправленные в СССР посылки и благодарственные письма получателей: музыкантов, артистов, художников, писателей. Найденные там же ведомости о выплате Рахманинову гонораров за пластинки с его записями дают представление о масштабах этой деятельности великого музыканта. На суммы, пожертвованные им во время войны, было приобретено огромное количество продуктов питания, которые были столь необходимы многим нашим соотечественникам в тяжелые голодные годы.
       Наш гость рассказал много интересного об отношении композитора к своей родине, о том, что 25 лет, проведенные им в США, так и не сделали его американцем, а, напротив, лишь обостряли в нем ощущение своей принадлежности к России и к родной культуре.
       Словом, теплота и любовь американского исследователя как бы принесли нам живую весточку от Сергея Васильевича Рахманинова... Спасибо!

М. Рыцарева


Опубликовано: Музыкальная жизнь. 1990, № 2

Вернуться

Используются технологии uCoz