Н. А. РОСЛАВЕЦ

Вернуться

      Жизнь и творчество Н. А. РОСЛАВЦА (1880/81-1944) отражают историю его времени. В 1911 или в 1912 году композитор окончил Московскую консерваторию по классу скрипки (у И. В. Гржимали), в 1912 г. - по композиции у С. Н. Василенко. Дипломная работа, мистерия по Байрону «Небо и земля», была удостоена большой серебряной медали, а ее автор - звания свободного художника. Поиски собственного гармонического стиля привели к обоснованию концепции «новой системы организации звука», техники синтетаккорда -композитор здесь нашел оригинальный путь и «опередил классиков додекафонии». Кристаллизация «новой системы» осуществилась в 1913-1919 гг. в двух фортепианных (1914, 1916) и Первой скрипичной сонате (1913), Ноктюрне-квинтете (1913), Первом струнном квартете (1913), в вокальных сочинениях.
       Послереволюционные годы - пик общественной деятельности композитора. Рославец - один из лидеров АСМ, организатор профессионального союза композиторов, редактор журнала «Музыкальная культура». Он преподавал в Ельце, Харькове и Москве. Разрабатывал идеи «монументальной пропаганды», открыл новые принципы музыкального ритма, формы, контрапункта, создал собственный метод преподавания. «Академическое новаторство» тех лет сказалось в Первом скрипичном концерте (1925), работе над Первой и Второй симфониями, Камерной симфонией (1926-1934), в камерной инструментальной и вокальной музыке. Рославец подвергся преследованиям со стороны РАПМ, ОРКИМД, Проколла, попыткам дискредитации (на долгие годы объявлен репрессированным), был вынужден отказаться от собственного стиля. Спад творческой и общественной деятельности отразился на художественном уровне произведений 1930-х годов. Исключение составляют Пятый струнный квартет (1924), 24 прелюдии для скрипки и фортепиано (1941-1942), написанные тяжело больным композитором. Многие произведения Рославца утрачены, часть сохранилась во фрагментах. Могила композитора на Ваганьковском кладбище не восстановлена, усилия Союза композиторов Москвы в этом отношении пока остаются безрезультатными.
       Симфоническая поэма «В час новолуния», судя по технике композиции и гармоническому стилю, создана в 1910-е годы. Предлагаемая нами датировка - 1912 - начало 1913 г. Реконструкция и редакция осуществлена автором этих строк по сохранившимся партиям и партитуре.
       Симфоническая поэма «Комсомолия» (1928) считалась утраченной. Черновой набросок, хранящийся в личном архиве композитора в ЦГАЛИ, не дает представления о партитуре. Партитура была возвращена в музыкальный обиход, когда автор этих строк обнаружила ее в фонде Музгиза, наряду с автографом партитуры Первого скрипичного концерта и его клавира, также считавшихся утерянными. 30 сентября 1928 года произведение исполнялось симфоническим оркестром и Госкапеллой и транслировалось радиостанцией имени Коминтерна из клуба Кухмистерова. Партитура готовилась к изданию, которое не было осуществлено из-за расправы над композитором.

М. Лобанова


Опубликовано: Наследие. Музыкальные собрания. - М.: Советский композитор, 1990.

Вернуться

Используются технологии uCoz