НАЙДЕННЫЕ РУКОПИСИ Н. РОСЛАВЦА

Вернуться

       Жизнь Первого скрипичного концерта Н. Рославца (1925) прервалась, едва успев начаться. 29 мая 1929 года в зале Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН), в первом отделении концерта, организованного АСМ, первая и вторая части этого трехчастного цикла исполнили П. Ильченко и П. Никитин1. Сохранивщееся объявление — единственное свидетельство концертной судьбы сочинения при жизни его автора. В 1927 году произведение было издано Музыкальным сектором Государственного издательства. Клавир содержит указание: «переложение для скрипки и фортепиано», а также многочисленные разметки оркестровки. Существовала ли вообще партитура? Какова ее судьба? До недавнего времени ответы на эти вопросы были либо отрицательными, либо неопределенными2. В рукописном списке сочинений, составленном самим композитором, вероятно, в конце 30-х или в начале 40-х годов (перечень доведен до 1939 года), указанное издание фигурирует под номером 313, о партитуре концерта здесь также ничего не сказано. «Клавирный вариант» его начал было снова входить в исполнительскую практику (он прозвучал 7 октября 1979 года в «JRCAM»), а Э. Денисов предполагал оркестровать переложение.
       Подготавливая монографию о творчестве композитора, я вновь просматривала архив в ЦГАЛИ. Среди договоров, заключенных Рославцем с Музсектором ГИЗа, нашла копию договора (№ 439)4 на издание переложения концерта и другую (№ 438), относящуюся к партитуре произведения5. Договор, подписанный А. Юровским и Н. Рославцем, содержал обязательство «издать партитуру не позднее двух лет с момента первого исполнения в Москве». Стало очевидным, что надо продолжать поиски партитуры. Просмотр нескольких описей дал долгожданный результат: фонд «Гос. Муз. издательства» (Музгиза) содержал партитуру Первого скрипичного концерта! Ожидание заказа было мучительным — столкнувшись с неверными атрибуциями, я боялась, что меня постигнет разочарование. Но раскрыв папку (ф. 653, on. 14, ед. хр. 14), увидела партитуру: хорошо сохранившийся, с чуть заметными следами сырости автограф, на титульном листе штампы «Нотница Музгиза» (инв. № Б1/2547). Партитуры не касался никто со времени поступления ее в архив! На последнем, чуть примятом листе — пометка: «Дубки — Москва: 1925».
       Почему партитура Первого скрипичного не была издана? — этот вопрос остается открытым. Хочется верить, что «второе рождение» концерта будет счастливым — планируется его исполнение в рамках фестиваля «Московская осень» в 1989 году, ведутся переговоры об издании на Неглинной, 14 — там, где был шестьдесят три года назад заключен договор.
       Просмотр фонда Музгиза позволил дополнить список автографов Н. Рославца; к черновым наброскам концерта, содержащимся в фонде композитора (ЦГАЛИ, ф. 2659, on. 1, ед. хр. 7), добавился, помимо партитуры, и подготовленный автором к изданию клавир сочинения (первая и вторая части — ф. 653, on. 1, ед. хр. 1730; третья — там же, ед. хр. 1729). Неожиданно обнаружилась и партитура симфонической поэмы «Комсомолия», созданной в 1928 году (ф. 653, on. 14, ед. хр. 15). Она раньше была известна лишь по черновым наброскам в архиве композитора (ф. 2659, on. 1, ед. хр. 10) и по сохранившимся в прессе упоминаниям: известно, что впервые поэма исполнялась 30 сентября 1928 года Симфоническим оркестром и Госкапеллой и транслировалось в тот же день Радиостанцией имени Коминтерна из клуба Кухмистерова6.
       Позволю себе также указать на уточнение атрибуции одного из произведений Н. Рославца: фигурирующий в архиве композитора «концерт для скрипки с симфоническим оркестром в 4 частях» (ЦГАЛИ, ф. 2659, on. 1, ед. хр. 9), начало которого утрачено, — на самом деле Трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано (1927). Партии скрипки и виолончели, сохранившиеся в архиве (там же, ед. хр. 32), позволившие идентифицировать сочинение, допускают частичную реконструкцию отсутствующего начала композиции.

М. Лобанова


Опубликовано: Советская музыка, 1989 № 10

Вернуться


1 См.: ЦГАЛИ, ф. 2659, on. 1, ед. хр. 91, л. 14. : (назад)
2 См.: Пучина А., Концерт для скрипки с оркестром Н. Рославца и его место в творческом наследии композитора. Дипломная работа. МГДОЛК, 1981, с. 44—45; см. также упоминание о переложении концерта, содержащемся в немецких библиотеках, в кн.: Goiovy D., Neue sovietische Musik der 20-er Jahre, «Laaber-Verlag», 1980, S. 328. : (назад)
3 ЦГАЛИ, указ. ф. ед. хр. 100. : (назад)
4 Там же, ед. хр. 96, л. 9. : (назад)
5 Там же, л. 10. : (назад)
6 ЦГАЛИ, ф. 2659, on. 1, ед. хр. 91, л. 11—12; там же, ед. хр. 72, л. 33. : (назад)
Используются технологии uCoz