Вернуться

     АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ САМОНОВ (р. 1931) известен многим музыкантам-профессионалам и любителям музыки как автор инструментальных, вокальных и хоровых сочинений, а также свободных обработок и переложений. Он воспитанник Московской консерватории (учился у профессора В. В. Нечаева - фортепиано, и М. И. Чулаки - композиция), где уже на протяжении многих лет преподает, сочетая композиторскую деятельность с педагогической. Среди сочинений А. Самонова - оратория «Горят огни»; «Письма Шуберта» (камерная музыка для струнных, фортепиано и чтеца); вокальный цикл «Из пушкинского времени» (на стихи Пушкина, Баратынского, Батюшкова, Дельвига, Кюхельбекера, Рылеева, Языкова); Квартет для деревянных духовых; Квинтет для медных духовых; 20 русских песен для виолончели и фортепиано; Соната и Вариации для флейты и фортепиано; 5 русских песен для виолончели и фортепиано; произведения для фагота, валторны, трубы, тромбона, тубы; хоры без сопровождения на народные тексты («Ставрополье мое», «Между двух дубков»). Особенно плодотворно А. Самонов работает в области фортепианной музыки. Им создано множество миниатюр, в том числе ансамблевые пьесы в четыре руки и для двух фортепиано, 5 вариационных циклов, 9 сонатин, Соната, Партита, Концерт для фортепиано с оркестром. Лучшие сочинения отмечены яркостью тематического материала, четкостью формы, свежестью гармонического языка.
     Одна из характерных черт творчества А. Самонова - близость к музыкальному фольклору. Его произведения словно пронизаны народными песенными и танцевальными интонациями (фортепианные циклы «Ставропольская тетрадь», «Три русские песни», «Триптих», «Хороводы» и др.). И это не удивительно. В течении ряда лет композитор собирал и изучал музыкальный фольклор, в частности Ставропольского края. Тесная связь с народными истоками обогатила образный строй произведений А. Самонова, придала им черты демократичности, способствовала развитию его творчества на здоровой реалистической основе. Убедительным подтверждением тому являются сочинения этого альбома (это предложение можно опустить, заменив на многоточие. Впрочем, если мы укажет публикацию, что на мой взгляд нужно делать, то его можно и оставить, как и аналогичный фрагмент ниже).
     Будучи первым исполнителем большинства (публикуемых здесь) произведений и непосредственно ощущая заинтересованность слушателей, хочу выразить уверенность в том, что музыка А. Самонова привлечет широкий круг исполнителей - студентов консерваторий и музыкальных училищ, а также концертирующих пианистов.

Ю. Муравлёв,
Заслуженный артист РСФСР,
лауреат всесоюзного и
международного конкурсов пианистов


Опубликовано: А. Самонов. Произведения для фортепиано. Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор». 1982

Вернуться

Используются технологии uCoz