А. ШНИТКЕ
     КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО И СТРУННОГО ОРКЕСТРА

Вернуться

       Альфред Гарриевич Шнитке относится к среднему поколению советских композиторов (родился в 1934 году). На протяжении более чем двадцатилетнего творческого пути творчество композитора претерпело значительную эволюцию. Однако в сочинениях самых разных периодов неизменно присутствуют определяющие черты творческого почерка - масштабность замыслов, острота конфликтов, эмоциональность, экспрессивность выражения в сочетании со строгой конструктивной логикой.
       В 70-е годы А. Шнитке создает ряд произведений, в которых, при сохранении этих общих стилистических особенностей, композиторское мышление автора проявляется с новой стороны, возрастает демократизация музыкального языка, становятся предельными ясность и строгость в композиции и мышлении, повышается роль лирического и мелодического начала. В эти годы были созданы крупные сочинения А. Шнитке: «Реквием» (музыка к трагедии Шиллера «Дон Карлос»), Фортепианный квинтет (1976), Concerto grosso (1977), Виолончельная соната (1978), III скрипичный концерт (1978).
       Фортепианый концерт, посвященный В. Крайневу, создан в 1979 году и впервые исполнен Крайневым в декабре этого же года в Ленинграде. Концерт отличается особенной четкостью, отточенностью, направленностью на восприятие выразительных средств. Жанровый диапазон - прелюдия, вальс, хорал, quasi джазовая импровизация, использование веками отстоявшихся, легко воспринимаемых мелодических и гармонических формул в сочетании с экспрессивными современными формами выражения - все это заостряет контрастность, придавая произведению доступность, яркость, не снижая, однако, значения тонкой детализации, характеризующей концерт. Организует целое стройная, целенаправленная композиция, в итоге образующая рельеф одной огромной волны с несколькими фразами, генеральной кульминацией в конце и завершающим обрамлением.
       Первоначально концерт был задуман автором как цикл особым образом построенных вариаций - «вариации не на тему». Смысл этого парадоксального подзаголовка, который не вошел в окончательный текст, в том, что варьированию подвергаются отдельные элементы темы, которая, как бы выделяясь из них, в оформленном виде появляется только в конце произведения.
       Концерт написан в форме, соединяющей в себе сонатную форму, сонатный цикл и вариации.
       Начинается он фортепианным вступлением, где изложены основные тематические элементы, восходящие к итоговой теме. Следующая далее тема у фортепиано, поддержанная оркестром - экспозиция главной темы и первая вариация на исходную аккордовую последовательность. Это основная тема концерта. Однако, этот образ не может быть устойчивым - наплывы в оркестре диссонирующих аккордов из темы как бы изнутри расшатывают его, делая зыбким. После остинатных аккордов возникает второй важный тематический образ - звучит хорал. Это яркая вспышка света, однако, недолго звучащая. Следующая вариация возвращает нас к исходным тематическим элементам, окрашенным мельчайшим хроматическим звучанием оркестра. Новый этап варьирования - побочная тема - лирическая, почти ноктюрновая мелодия. В заключительной теме - на том же хроматическом фоне возникает интонация вступления, которым начинается концерт.
       Так завершается экспозиция, которая прерывается вторжением разработки - скерцо. Это новый цикл вариаций на те же исходные тематические элементы, но в быстром темпе. Звучит здесь и гимническая хоральная тема, за ней неожиданно следует тема совсем из другого мира - в мире джазовой импровизации. Выделяется эпизод - « темпе вальса».
       И вновь в оркестре звучит тема-хорал. Эпизод колокольного звона - это начало репризы. Как итоговая мысль о пережитом звучит, наконец, тема вариаций. После разрушения кульминации, ее строгий и простой облик особенно значителен. Концерт завершается музыкой вступления.

Е. Чигарева


Опубликовано: Аннотация к концерту в Концертном зале имени П. И. Чайковского от 21 октября 1989 года фестиваля современной музыки «Альтернатива-?»

Вернуться

Используются технологии uCoz