А. ШНИТКЕ
     ВАРИАЦИИ НА ОДИН АККОРД

Вернуться

       Фортепианные Вариации на один аккорд (1966) - показательное додекафонное сочинение Шнитке. Оно написано как бы для клавиатуры из 12 клавиш1. Автор поясняет: «Все 12 хроматических нот расположены в виде аккорда. В дальнейшем каждая нота берется только в той октаве, в которой она встречается в этом аккорде, то есть нота c только в контраоктаве, нота fis только в 3-й октаве, нота cis только в малой октаве и т. д. Сам аккорд не играется» Ведущая композиционная идея намеренно заимствованная у Веберна из II части его фортепианных Вариаций op. 27. От Веберна идет то преимущество, что произведению с закрепленными на своих местах звуками гарантируется квазитональная уссойчивость. Но из того же источника идет и исходное ограничение: на клавиатуре из 12 клавиш столько разрывов между звуками, что нельзя сыграть обыкновенную мелодию.
       Заданную абстрактно-пуантилистическую предпосылку Шнитке преоболевает, внося в избранный материал жанрово-стилевую ассоциативность: тема (Grave) ассоциируется с перезвоном колоколов, боем курантов, их диссонирующими отзвуками и обертонами. Музыке придаются черты импрессионистской звукописи. Общая картина ассоциативного развития пьесы такова.
       Первая группа вариаций (Lento) - постепенное удаление звона, распадение звукового комплекса на составные регистровые слои; вариации Allegretto - как бы большая единая орнаментальная вариация на предыдущее; вариация Andante - характерная, в духе музыки Стравинского, преломившего народное русское пение с форшлаговым «срывом» интонации; вариации Agitato - снова как бы единая орнаментальная вариация токкатного типа; большая вариация Lento - с имитацией тихого колокольного звона (есть ремарка quasi campane); вариация Maestoso - имитирование торжественного перезвона на 12-ти клавишах рояля; дальнейшие вариации Andante перекликаются с уже звучавшей «музыкой Стравинского» - напевными фразами с форшлаговыми «срывами»; кодовая вариация - в пуантилистическом стиле Веберна, но с характерным добавлением: как заключение в басу берется фундаментальное c.
       Изобразительные ассоциации с колоколами, курантами привели к большей интонационно-звуковой полноте фактуры пьесы. Сама тема есть расщепленный на составные пласты полирегистровый 12-звучный аккорд. Французские лиги в теме и большинстве вариаций привносят непрямолинейное, косвенное слияние соседних звуков в созвучие и мягкое наполнение ткани остаточным звучанием отдельных нот. В вариации «Quasi campane» содержится еще и яркий стереофонический эффект: монотонно-тихие удары колоколов (ppp) составляют дальний план, взвинченные речитативные реплики (mp, mf, sf, f, sfff) - близкий план музыкальной картины. Велико артикуляционное разнообразие звуков (акцент, акцент-стаккато, легато, нон легато и т. д.) - до 20 видов.
       На обсуждении Вариаций на один аккорд в Союзе композиторов (1967) автора подвело название пьесы: «один аккорд» был воспринят как статика «несдвигаемой серийности».
       Но чуткие слушатели уловили и нечто более существенное: «Прозвучала необходимость как-то больше стабилизироваться, в отличие от неустойчивости психологического состояния современного человека» (С. Губайдулина.)

В. Холопова
Е. Чигарева


Опубликовано: В. Холопова, Е. Чигарева. Альфред Шнитке, Москва «Советский композитор» 1990.

Вернуться

Используются технологии uCoz