Прожив 88 лет, из которых 75 отданы музыке,
Беседы с Матвеем Исааковичем записаны в Москве, на его квартире по улице Огарева, в день семидесятисемилетия со дня рождения Шостаковича, и в Ленинградском Доме творчества композиторов «Репине», в двадцатом коттедже, где когда-то жил Дмитрий Дмитриевич и куда ненадолго приезжал престарелый Блантер «подышать, — как он говорил, — воздухом Шостаковича».
— До Пятой симфонии Шостаковича жизнь моя шла вне его творчества. Я жил совсем в ином мире: в 1926—1927 годах, во время нэпа, писал музыку для кабаков, зарабатывал уйму денег — по две тысячи в месяц и бурно их тратил. Однажды — это было в 1927 году — я пошел в филармонию, где читал свои стихи Маяковский, и там приметил щупленького композитора, о музыке которого говорили разное.
Настоящее знакомство произошло, когда я услышал Пятую симфонию. Тогда я понял его масштаб. Я был в восторге. От восторга мы с Шебалиным два дня поднимали тосты, переходя из ресторана в ресторан. Лично я с Шостаковичем знаком не был. Поводом стала организация в 1938 году Государственного джаз-оркестра СССР. Дирижером пригласили Виктора Николаевича Кнушевицкого. Мы стремились поднять уровень джазовой музыки. Нам организационно помогал Моисей Абрамович Гринберг — тогдашний начальник Музыкального управления Комитета по делам искусств: это был замечательный администратор. Пришла мысль попросить написать для джаза
Мы составили программу. Без театральности. Чисто концертную. Впервые джазовые пьесы Шостаковича были сыграны в октябре 1938 года в Колонном зале Дома союзов. В тот вечер впервые прозвучала также моя песня «Катюша».
Мы выступали много. Даже в Кремле, под Новый год и понравились Сталину. Так дотянули до войны. Оркестр поехал на фронт, попал в окружение, половина оркестрантов погибла. Мой брат Яков Блантер, собиравшийся написать книгу «Джаз-оркестр на фронте», тоже там погиб. Были ли пьесы Шостаковича опубликованы — не знаю, больше я партитуры не видел.
Спрашиваю, показывал ли Блантер свои песни Шостаковичу? Оказывается, и такое было, хотя обычно ему приносили на совет оперы, симфонии, камерную музыку.
— Написав «Песню единства», я ему позвонил. Он откликнулся тотчас же, не откладывая: «Я сейчас приду». И пришел ко мне на улицу Горького. Я его суда боялся и попросил: «Поиграйте вы». — «Не ломайтесь, как барышня». Я сыграл. Домработница приготовила угощение. Сели за стол. Он сказал: «Выбросьте эту музыку». Я так и сделал: ведь песни — жестокие судьи. Они жестоки своей справедливостью. Стихи о землянке Алексей Сурков написал своей жене Соне в виде письма. Дал Листову — композитору среднего дарования. А песня «В землянке» стала всенародной.
С теми, к кому Шостакович относился серьезно, он не дипломатничал. Он был противником Скрипичного концерта
В годы войны я, как и другие композиторы, участвовал в конкурсе на создание гимна Советского Союза. Дело было поставлено серьезно. Проигрывание проходило в Большом театре. Хор на сцене, оркестр внизу. Во время прослушивания моего варианта гимна оркестр заиграл в два раза быстрее, чем пел хор. Переиграли. Было много композиторов. На следующий день мне позвонил певец Иван Семенович Козловский: «Шостакович мне сказал, что ваш гимн ему понравился». Тогда я сам позвонил Дмитрию Дмитриевичу и говорю: «Что же вы, Дмитрий Дмитриевич, мне самому о гимне ничего не сказали?» А он в ответ: «Вы хотите, чтобы я вам указал, что у вас на одну страницу шесть модуляций? Ученость хотите показать?»
После войны нас сдружил футбол. Вместе стали ездить на многие футбольные матчи на стадион «Динамо». Уезжая из Москвы, он с любого места посылал телеграмму с просьбой о билете, чтобы, возвратившись, не пропустить матч. Как-то он заехал за мной прямо с поезда, и я ему сказал, что после генеральной репетиции оперу Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» сняли. Он спросил: «Почему не поехали на репетицию? Вам нужно было послушать». Я оправдывался: «Это же считают неудачей». Он рассердился: «Неудачи такого композитора, как
На футбольный матч он собирался загодя, часа за два и все нервничал, как бы не опоздать, найдется ли место для автомашины. Есть снимок: мы вдвоем на футбольном матче. Фотографировал мой сын. Стало сильно припекать солнце, сын из газеты сложил «пилотку» и так нас сфотографировал. Дата? Примерно 1947 год. Стадион «Динамо». Кубковый матч.
Когда я написал марш, и его сделали заставкой к футбольным матчам, он как-то не без гордости сказал: «Это наш Мотя сочинил!»
Из жизни в конце сороковых — начале пятидесятых годов память Блантера сохранила несколько эпизодов:
— Мне позвонила балерина Суламифь Мессерер: «Я должна вам сообщить: Жданов разнес оперу Мурадели в Большом театре». И изложила мне примерно то, что вскоре мы прочитали в постановлении ЦК. Мелик-Пашаев — дирижер Большого театра — подтвердил. Жданов сказал: «Есть же у нас композиторы, которые нашли путь к сердцу народа, такие, как Блантер».
Я пришел в ужас. Ночь не спал. Понял, что будет общий разнос. Утром позвонил Дмитрию Дмитриевичу. Он ответил: «У меня сейчас Трауберг». Я попросил: «Он нам не помешает. Мне нужно вас видеть на полчаса».
Мы встретились в десять утра. Он заканчивал разговор с Траубергом об оперетте: Трауберг принес либретто. Режиссер и меня потом просил эту оперетту писать, а написал
В феврале я отмечал день рождения — это пришлось на день публикации постановления об опере «Великая дружба». Дмитрий Дмитриевич прислал мне телеграмму. Тогда я бфл женат, большой обильный стол готовила сестра Галя. Я позвонил Дмитрию Дмитриевичу и пригласил к себе - его одного. Он принес мне свой квартет с дарственной надписью. Ко дню рождения мне сделали две моих фотографии большого размера. Дмитрий Дмитриевич попросил: «Подарите мне». Я ему написал: «Дорогому Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу от его верного поклонника». И еще что-то теплое.
Потом я узнал, что в квартире Шостаковича висят портреты Бетховена и Блантера. Пришел драматург Петр Тур в гости к Шостаковичу и спросил: «Это вы в порядке юмора?» Дмитрий Дмитриевич ответил: «Матвей Исаакович Блантер — мой друг и, должен заметить, это композитор вполне достойный».
В квартире на улице Неждановой этого портрета не было. Как-то, уже после смерти Шостаковича, кинорежиссер фильма об Исаковском сказал мне, что для фильма раздобыл мой портрет у Ирины Антоновны Шостакович. Я попросил: «Принесите мне этот портрет». «Но он ведь принадлежит Ирине Антоновне». — «Скажите ей, что он у меня».
Свой портрет Дмитрий Дмитриевич подарил мне в марте 1949 года. Тогда мы часто встречались. Нина Васильевна просила: «Не оставляйте его одного». Она была железный человек. На портрете Дмитрий Дмитриевич написал: «Дорогому Матвею Исааковичу Блантеру от любящего и преданного Шостаковича. III—1949».
Беды сыпались одна за другой — уже на дружеское окружение Шостаковича. Оно было довольно многочисленно. Прокофьев был одинок и мало общался с людьми. Дмитрий Дмитриевич обладал необычайным обаянием и привлекал людей. Леон Атовмьян многим послужил Шостаковичу: организовал в рамках Музфонда публикацию сочинений, составлял сюиты из фильмовой музыки, и Шостакович говорил: «Как он настропалился». В 1948 году Атовмьяну предложили выступить против формализма. Он отказался. И попал под «рубку». В Музфонде провели ревизию. Завели дело, которым занялась Прокуратура СССР. Примчался Дмитрий Дмитриевич: «Матвей, вы в фаворе. Спасите Леву». Я поехал к Льву Романовичу Шейнину — следователю по важнейшим делам — и сказал: «Зачем вам связывать свое имя с такими делами?» Шейнин ответил: «Мы этим не будем заниматься. Московская прокуратура занимается. За Атовмьяна не заступайтесь». Я передал разговор Дмитрию Дмитриевичу, и он вскричал: «Мы его спасли! Раз московская прокуратура — значит спасли!»
Арестовали
»Дмитрий Дмитриевич пришел удрученный, серый, сел на диван и сказал: «Метэк (так друзья зовут
Году в пятидесятом или в пятьдесят первом — точно не помню — раздался поздно вечером телефонный звонок. Звонил известный журналист Семен Нариньяни: «Мотя, когда ты можешь приехать в «Правду»? Надо».
Назавтра поехал. Узнал, что четыре лауреата Сталинской премии обвинили меня в том, что моя музыка чуждая, зарубежная, Нариньяни сказал: «Поскольку ты тоже лауреат Сталинской премии, редакция решила обсудить это письмо. Сочли возможным поставить тебя в известность. Ты должен защищаться». — «Я не приду». — «Обязательно приходи. Мы пригласили Шостаковича. Я знаю, что он тебя любит». — «Шостаковича я приводить не буду».
Атовмьян позвонил мне: «Митя хочет прийти».
На заседание явились авторы письма — Лев Степанов, Игорь Морозов — остальных не помню. Собрались сотрудники трех редакций — «Правды», «Комсомольской правды» и журнала «Крокодил».
Дмитрий Дмитриевич пришел. Волновался за меня
Заседание началось выступлением Игоря Морозова, обвинявшего меня во всех смертных грехах.
Дмитрий Дмитриевич вскочил, яростно обратился к Морозову: «Вы музыкант, как вы смеете такое себе позволять!» И так хорошо, высоко стал говорить о моих песнях. За ним —
Потом вдвоем с Шостаковичем мы поехали к нему домой на Кутузовский проспект. Нас встретила бледная Нина Васильевна: «Чем там кончилось?» Дмитрий Дмитриевич досадливо: «Ничего не было. Чушь».
У нас сложились дружеские отношения. Напрямик. Во всем. Он взял у меня настольную лампу, удобную для его стола. Понравилась - и попросил.
Я неоднократно бывал на Кутузовском, у Шостаковича. Помню один из юбилеев - 25 сентября. Нина Васильевна находилась в Армении. За столом хозяйничала Ануся Вильямс. Было человек двенадцать: Хачатурян с женой Ниной Владимировной Макаровой,
Однажды летом после сочинения Прелюдий и фуг мы пошли в ресторан пообедать, и он сказал не без некоторой гордости:
«Двадцать четыре сделал. За всех решил написать: у нас не умеют писать фуг».
Как-то позвонил из Болшева, с дачи: «Приезжайте ко мне».
Рассказал, что ему заказали праздничную увертюру, и дело сразу не пошло. Встретил нас весело, поговорили, в карты играли. Увертюру, конечно, сочинил.
Ехали мы в машине вдвоем на какое-то заседание, и он вдруг спросил: «Что изменится с моим вступлением в партию?» Я ответил: «Вас пригласили в ЦК и попросили поехать в США. Если вы будете членом партии, вас вызовут и прикажут поехать, как приказали Фадееву. И в этом также разница».
Выслушал молча.
Когда Дмитрий Дмитриевич женился на Маргарите Андреевне Каиновой, он, видно, очень старался ввести ее в свой круг. Они у меня обедали. По его просьбе. Я поднял тост за нее.
Еще была встреча в Праге, когда я с женой гостил у чешских композиторов. Пришел Дмитрий Дмитриевич с Каиновой, шутил, рассказал анекдот — он это любил, остренькое. Она сказала неодобрительно: «Мужской анекдот».
В квартире Шостаковича на улице Неждановой я был один раз. Жизнь менялась. В это время и Атовмьян, и Лебединский уже не входили в дружеский круг Шостаковича.
Я уезжал в Японию. Раздался телефонный звонок Дмитрия Дмитриевича: «Может, вы зайдете посидеть?»
Я пришел. Была сцена для Гоголя или Мольера. Заговорили. Кто-то вошел из домашних. Он замолчал. Сжал губы.
В августе 1975 года я жил на даче. Часто возникали боли в сердце, и смерть Шостаковича от меня скрыли. На похоронах я не был. Узнав горестную весть, стал, вспоминать прошлое. Он был Дориан Грей. Вечный мальчик. Христос в Сикстинской капелле: мудрый младенец.
И таким рухнул.