ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХОРОВАЯ

Вернуться

       В обиходном каноне православной церковной службы заключена огромная нравственная сила, которая на протяжении почти десяти веков питала нашу отечественную культуру — и литературу, и живопись, и музыку, и зодчество, да и историческое сознание русских людей в целом. В литургических текстах содержатся идеи, которые вышли за рамки храмового ритуала и стали основой духовного уклада наших предков, жизни всех славянских народов. И сегодня их возвышенному, гуманистическому строю мыслей и чувств отвечают струны нашего сердца. Впитывая их, мы способны противостоять чуждым нам явлениям мещанского, безнравственного «искусства», заполонившего все средства массовой информации.
       Исполненная на фестивале Литургия представляет собой духовный концерт для смешанного пя-тиголосного хора на канонические тексты Иоанна Златоуста, византийского автора-проповедника конца IV — начала V века. Слово «концерт» означает здесь отнюдь не жанр: оно лишь подчеркивает то, что произведение не рассчитано на исполнение в храме во время службы; его место — концертная эстрада. Я хотел «высветить» музыкой не столько ритуальную, сколько ту общечеловеческую основу литургического текста, которая составляла суть тысячелетнего пути русской культуры, всего патриархального уклада русской жизни. По той же причине я намеренно не использовал в концерте знаменных распевов, ибо, как мне кажется, исключив чисто церковную ограниченность самой идеи, можно приблизить ее к сегодняшней жизни, сделать ее внятной всем людям, вне зависимости от их вероисповедания и прочих принципов самоопределения в действительности. Отсюда и стремление хоровыми средствами достичь соборных, колокольных звучаний, придать сочинению особый, «оркестровый» колорит с помощью аккордики, основанной на сконденсированном обертоновом ряде; отсюда и тональный план, «симфонизирующий» это вокально-хоровое произведение.
       В отличие от Чайковского, Рахманинова и Гречанинова, подчеркивавших служебную роль Ектений (молитвенных прошении), я стремился, напротив, к чисто образной их трактовке, дабы придать им большую художественную самостоятельность, сделать активным элементом в общей драматургии, основанной на определенном порядке расположения остальных текстов. Главная цель была все та же: добиться открытой эмоциональности, передать горение души в молитве ко Всевышнему. Не уход от земных страстей, а освящение их чистотой помыслов, — вот одна из важнейших идей Литургического концерта.

Николай Сидельников


Опубликовано: Советская музыка, 1990, № 9

Вернуться


Используются технологии uCoz