ПРАВО НА ЭКСПЕРИМЕНТ

Вернуться

       Четыре одноактные оперы в постановке трех коллективов и вечер хореографических миниатюр на музыку московских композиторов - таков на редкость весомый вклад Комиссии музыкального театра в программу одиннадцатой «Московской осени». Каждый из театральных вечеров знакомил нас с новыми сочинениями, коллективами, даже жанрами. Вот почему мы решили посвятить им отдельную статью.

       Наше время находит особую прелесть в народных творениях. Профессиональный художник конца XX века бережно воссоздает фольклорные образы, пытаясь обрести секрет непредвзятости, свежести видения мира - того, что Михаил Глинка считал зерном подлинного искусства.
       «Северный сказ» - так называется новая опера Т. Смирновой, показанная в дни «Московской осени» на сцене Концертного зала института имени Гнесиных (постановка Н. Мешко, Т. Сердюкова, хор и оркестр русских народных инструментов ГМПИ имени Гнесиных, дирижер С. Колобков).
       Перед нами - принципиально новое осмысление возможностей жанра. Композитор определяет свое детище как фолк-оперу. Ее «народны» мотив как бы повел за собой весь строй жанровой конструкции, определив ее доминанту - атмосферу народного действа, народных обрядов. Избранные Смирновой сюжет (по мотивам «Дедовых сказаний» Б. Шергина), композиционная драматургия, исполнительские средства (оркестр народных инструментов, народный хор, впервые в истории жанра использованные голоса народных певцов со свойственной им манерой звукоизвлечения) словно уравнивают самобытное создание фантазии автора и традиционно народное театрализованное действо. Сохраняя подлинность фольклорных текстов, Смирнова при переводе их в материал своего сочинения, использует современную композиторскую технику, находит яркие гармонические краски, необычные тембровые сочетания. Стремление к миру, свету, гармонии, красоте - образный стержень этого уникального, согретого любовным отношением художника сочинения.
       Для Смирновой связь с фольклором, обращение к нему - не случайность, не дань моде, а результат твердой убежденности в том, что композитор не может творить в отрыве от традиций народного искусства. Обращение к традициям и современность видения образуют в сочинениях композитора единый сплав. Опера «Северный сказ» - яркое тому подтверждение.

<...>

       Итак, театральные события «Московской осени» оказались по-настоящему праздничными. Хочется, чтобы столь обнадеживающее начало получило длительное и яркое продолжение, чтобы энтузиазм первых постановок всегда соседствовал с внимательным и одновременно творческим отношением к первоисточнику, с высоким мастерством.

О. ГОРКИНА,
М. ШИНКАРЕВА,
А. БАЕВА


Опубликовано: Музыкальная жизнь, № 5, 1990

Вернуться

Используются технологии uCoz