И. СТРАВИНСКИЙ.
     ОТЗЫВЫ НА ПЕРВЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ (СОЧ. 7)

Вернуться

       «...Нам преподнесли этюды Стравинского в великолепном исполнении г-жи Щербины-Бекман. Этюды — ловко и остроумно скомпонованы, с интересным фортепианным стилем, но безнадежно сухи и мертвы — это вполне «головная работа» без искры вдохновения...»

«Голос Москвы», 1911

       «...Г-н Стравинский ... выдвинулся в последнее время в первые ряды петербургской музыкальной молодежи. В нем чувствуется нечто свежее, как будто готовое даже пойти своим особым путем, особенно в области звукового колорита, который уже и теперь у Стравинского зачастую оригинален, хотя иногда слишком уж сосредотачивает на себе внимание композитора, являясь как бы самоцелью. Из трех фортепианных этюдов, исполненных на Выставке, выдается третий — бодрый, полный ритмического движения, пикантный мелодически и гармонически, удивительно изящно исполненный, он прозвучал прямо очаровательно ...»

       «...Очень интересная работа молодого композитора, унаследовавшего от своего знаменитого учителя дар тонкого музыкального письма, со стремлением к гармонической новизне, смелой, но всегда логически вытекающей из самого построения пьесы, без покушения на экстравагантность и оригинальничанье во что бы то ни стало. От рассматриваемых этюдов веет свежестью не только технического замысла, но и чисто музыкального содержания. И в этом отношении особенно выдается № 1, компактный и сильный, вылившийся сразу, без всякой позы и надуманности. Хороши и все остальные, из коих — последний (№ 4) выдает в авторе музыканта мыслящего оркестровыми красками (г-н Стравинский — прекрасный инструментатор), и по своему построению и содержанию напоминает какую-либо нестрашную «бисову колядку» во вкусе «Млады» или «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова».

«Варшавский дневник», 1911

       «...Пьесы эти принадлежат к раннему периоду творчества И. Стравинского и пока являются единственным сочинением талантливого композитора, написанных для фортепиано. Гармонических новшеств и сложных ритмических комбинаций, которые так пугают многих в последних произведениях Стравинского, и в особенности в «Весне священной», здесь не замечается. Это — отнюдь не новаторская музыка и, зная современного Стравинского, даже удивляешься, как просто мог он писать в начале своей композиторской деятельности. Просто, но вместе с тем, искренно и талантливо. Правда, этюды мало характерны для дарования Стравинского и в этом смысле мало оригинальны, но они отнюдь не подражательны, оставаясь прелестными пьесами, полными изящества и красоты. Этюды очень благодарны для исполнителей, в смысле же техническом — за исключением, быть может, 2-го этюда, требующего в совершенстве выработанной независимости рук».

«Русская музыкальная газета», 1914


Опубликовано: Стравинский Игрь Федорович. Балеты, Сценические и оркестровые произведения, скрипка. ИДДК, серия «Классика»

Вернуться


Используются технологии uCoz