ДИАЛОГ О СВИРИДОВЕ

Вернуться

       Диалог ведут композитор В. Рубин и музыковед А. Тевосян

       А. Т. - Владимир Ильич, я знаю, что вы знакомы с Георгием Васильевичем уже давно.
       
В. Р. - Да, с 1952 года, почти сорок лет. Свиридову тогда было тридцать шесть, а мне - двадцать семь, и если я в ту пору еще делал первые шаги, то Свиридов уже был очень известным композитором. О нем говорили как об одном из самых ярких, талантливых художников. Так думали все мои друзья-сверстники, в числе которых были Р. Бунин, Г. Галынин, М. Вайнберг, Б. Чайковский, Н. Пейко, К. Хачатурян. Это был круг композиторов, близких к Шостаковичу, и круг его учеников. Поэтому известная нам высочайшая оценка Свиридова Шостаковичем и Мясковским была дополнительным и весомым подтверждением его авторитета.
       А. Т. - Это очень важно вспомнить, поскольку даже на таком, казалось бы, небольшом отрезке времени иные детали и акценты смещаются, и в представлении многих подлинная известность к Свиридову пришла в конце 50-х годов - после «Поэмы памяти Сергея Есенина» и «Патетической оратории»...
       
В. Р. - Но к тому времени уже были написаны романсы на слова Пушкина, «Страна отцов» на слова А. Исаакяна, фортепианная Партита, Трио - сочинения замечательные. Хотя надо признать, что с появлением Песен на слова Р. Бернса, «Поэмы памяти Сергея Есенина» и «Патетической оратории» к Свиридову действительно пришло всенародное признание, а интерес к его творчеству начал стремительно расти.
       А. Т. - Что вы можете сказать о Свиридове-человеке? Все, кто имеет возможность общаться с Георгием Васильевичем, не могут не ощущать незаурядность его личности.
       
В. Р. - Свиридов-человек весь из подлинных жизненных ощущений любви ко всему живому и, главное, с самым глубоким и искренним чувством сострадания к ближнему и гигантским максимализмом в утверждении своих принципов.
       Уже при первом знакомстве я попал под обаяние его удивительной личности. Спетый и сыгранный им цикл Мусоргского «Без солнца» до сих пор звучит в моей памяти. Прошло уже так много лет, а лучшего исполнения я не слышал. Поразил он меня и своими энциклопедическими знаниями в области русской и мировой художественной культуры - литературы, живописи, архитектуры - знаниями глубокими, фундаментальными. Его замечательная память хранит массу стихов и даже большие фрагменты прозы, где особое место занимают Гоголь, Сухово-Кобылин, Островский... И при этом - живой, пытливый ум, непосредственно откликающийся на всякое новое, подлинное явление искусства.
       В пору нашего знакомства он был прекрасно знаком с музыкой Берга и Веберна, Орфа и Бартока, Стравинского и Бриттена, которые у нас тогда были малоизвестны. И вместе с тем его отличала необычайная любовь к народному искусству, к почвенным явлениям разных национальных культур. У него всегда был (и сейчас есть) широчайший круг знакомых - не только коллег по профессии, но и вообще людей искусства. С середины 30-х до середины 50-х годов Свиридов жил в Ленинграде, где еще застал и впитал в себя огромную петербургскую культуру, с многими лучшими представителями которой он был лично знаком. Здесь и Зощенко, и Соллертинский, и Кожич, певцы Преображенская и Ершов, актеры Толубеев, Меркурьев, Черкасов. И, конечно, его учитель - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, оказавший огромное влияние на его творческое становление.
       А. Т. - Ваше знакомство со Свиридовым произошло в годы, которые не назовешь светлыми...
       
В. Р. - Да, это были смутные, мрачные годы нашей истории - последние годы правления Сталина. Свиридов подвергался большим гонениям в своей (он жил тогда в Ленинграде) композиторской организации...
       Естественно, это трагическое время не могло не отложить на нем свой отпечаток. Но в творчестве Свиридова нет поверхностного «чувства времени», нет «злобы дня». Он не откликается на то или иное событие. Более глубокое чувство несовершенства и гибельности мира, основная трагедия земного бытия - трагедия жизни и смерти - вот основа его музыкального миросозерцания. Особенно явственно она различима в «Поэме памяти Сергея Есенина», «Голосе из хора», «Отчалившей Руси».
       И это при том, что Свиридову присуще чувство радости бытия, восприятие жизни во всей ее первозданности. Я бы сказал, что Свиридов глубоко религиозный художник - не по обиходу, но в высшем смысле этого слова ему доступна гармония мира.
       А. Т. - В понимании трагедийности свиридовского творчества время постепенно расставляет правильные акценты. К примеру, приходилось слышать, что финал «Поэмы памяти Есенина» оптимистичен. Но вдумается в трагическую суть стихов, которую, конечно, осознавал композитор:

              Небо - как колокол,
              Месяц - язык,
              Мать моя - родина,
              Я - большевик.

              Ради вселенского
              Братства людей
              Радуюсь песней я
              Смерти твоей.

              Крепкий и сильный,
              На гибель твою,
              В колокол синий
              Я месяцем бью.

       Возможно, и раньше критики не то чтобы не понимали и не слышали, просто не могли об этом писать. Думается, это относится и ко многим другим произведениям Георгия Васильевича.
       
В. Р. - Да, истинный смысл его произведения раскрывается не так-то просто. И дело тут не только в том, что «дозволено» в этой музыке услышать, а что «не дозволено». Свиридовский музыкальный мир исключительно многомерен.
»Музыка Свиридова напоена могучими, терпкими соками жизни, подлинным, «из первых рук», ощущением природы. Возможно, именно от этой почвенности и первозданности и идет чрезвычайно сильный ток музыкальной энергии, который даже трагическое озаряет светом высокой гармонии и заставляет каждый миг ощущать как торжество жизни.
       Порой в музыке того или иного автора видишь точную звуковую организацию, рафинированную конструкцию, но к ней как бы не подключена энергия, тот импульс, который необходим, чтобы вступить в контакт со слушателями, чтобы побить ту невидимую оболочку, которой в обыденной жизни защищена душа человеческая. Само по себе рационально-интонационное конструирование безусловно необходимо для естественного «огранения» музыкальной материи.
       А. Т. - Рационалистическое искусство к тому же проще вписывается в современную действительность, в отчуждение от человека поточное производство и исполнительскую практику.
       
В. Р. - Однако слишком часто этот момент, безусловно вторичный, гипертрофируется, и подлинные, первозданные, извлеченные из «хаоса жизни» (как говорил Блок) элементы просто имитируются мозговой работой. Творение может быть профессионально совершенным, мастерским, интересным, но оно не берет за душу. В первом случае результат восприятия - восхищение, во втором - потрясение. Истинно большое искусство, как сказано поэтом, «взамен турусов и колес не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Поэтому так мало появляется сегодня музыкальных произведений, где «дышит почва и судьба». Свиридов - художник именно этого типа. Его искусство максималистично и бытийно. К сказанному я бы добавил, что хотя у Свиридова очень сильна эта стихийная мощь музыкальной энергии, чувственное начало, но нет, скажем, вагнеровской гипертрофированности чувств, а изначальная «магма» жизни воплощена в совершенную и точную форму.
       А. Т. - То есть вы говорите о столь трудно достижимом равновесии жизненной интенции, почвенности и культурной обработки материала. Думается, что в этом плане влияние петербургской культуры в творческом становлении Свиридова было особенно плодотворным. Его можно сравнить с мощным каменным руслом, спасавшим от стихии, усмирявшим половодье громадного творческого напора. Не случайно в то время значительное число сочинений было ориентировано на инструментальные европейские жанры. Иное дело Москва, где продолжается для него неустанный поиск своего пути в искусстве, связанный, в первую очередь, с хоровой сферой - той, что наиболее близка русской культуре.
       
В. Р. - С переездом Георгия Васильевича в Москву в 1956 году (мы жили тогда в одном доме на улице Огарева) началось наше регулярное, почти ежедневное общение. В процессе сочинения он много играл - показывал (и никогда не боялся этого) свои эскизы.
       А. Т. - Что, по вашему мнению, особенно характерно для свиридовского творческого процесса?
       
В. Р. - Этот процесс очень мучителен. Свиридов чудовищно требователен к себе. Пишет он чрезвычайно быстро, но путь до окончательного выхода сочинения на публику очень долог. То, что он разрешает к исполнению, уже отшлифовано до последней запятой. Показательно, что в его авторском портфеле лежит неисполненных или необнародованных работ не меньше, чем те, что известны. Скажем, многие годы ждала своего часа «Отчалившая Русь», а «Светлый гость» хоть и издан, но еще не исполнялся.
       А. Т. - Объясняется ли это только художественными, композиторскими проблемами?
       
В. Р. - Да, в большей степени. К тому же он необычайно требователен к исполнителям. Его стремление достичь идеального исполнения поистине безгранично.
       А. Т. - Начиная с середины 70-х годов я присутствовал на репетициях едва ли не всех премьер сочинений Свиридова и записей, которые готовил Московский камерный хор под управлением В. Минина. Я помню эти нескончаемые поиски верного образа, характера исполнения, качества звука. Даже на последней репетиции перед премьерой или записью Свиридов не успокаивается, снова и снова добиваясь максимального приближения к тому идеальному звучанию, которое он слышит в себе. Это процесс прекрасен, но и мучителен, особенно если вспомнить о наших далеко не совершенных условиях для творчества... Отсюда драматизм и даже трагизм ситуации для такого художника, как Свиридов, который отвергает любое внешнее, поверхностное, легко дающееся интерпретаторское решение, любую подделку, но жаждет подлинного, глубокого и судебного, того, что Лорка назвал «игрой беса».
       Давайте поговорим о свиридовском стиле. Ведь при всей его почвенности, нерасторжимой связи с традициями, он необычайно своеобразен.
       
В. Р. - Музыка Свиридова - это глубочайшее и многослойное постижение жизни, находящее свое воплощение в исключительно яркой музыкальной материи - мелосе, гармонии, ритмике, фактуре, в тончайшем чувстве оркестра, новизне композиционных структур. Завоевание новых берегов и сделало его одной из ключевых фигур русской музыки XX века.
       Мало кому доступна такая гигантская амплитуда - эпическая мощь, сила, эмоциональная открытость, даже порывистость душевного движения в сочетании с удивительной тонкостью и хрупкостью. Соответственно неповторим и свиридовский мелос - сплав самых разнообразных интонаций жизни. Его музыка - это энциклопедия духа, вобравшая красоту и апокалиптические катаклизмы русской жизни, пережитой, осмысленной и пропущенной сквозь собственное сердце.
       И при этом он необычайно целен. Не однообразен, а именно целен. Найденный им стиль универсален для воплощения всех его замыслов. Чистота и единство стиля - это цельность восприятия жизни. В этой жизни звучат крестьянские песни, литургические напевы, городской фольклор, русская и европейская профессиональная музыка. Но самое сложное - органично сплавить эти звуки жизни, что и составляет суть и сердцевину свиридовского стиля. Несомненно, Свиридов продолжает высокую традицию русского искусства - стремление к идеальному (с цельностью и чистотой стиля, о которой мы уже говорили), религиозностью и в то же время богоборчество.
       Ему ведомы откровения века, а космичность размышлений роднит его с Толстым, Достоевским, деятелями русской философской мысли. Многие его сочинения - это новые грандиозные мифы, берущие начало в крестьянской цивилизации, знавшей в наше столетие и самую большую высоту воспарения и ужасную глубину падения. По своему же музыкальному генезису и масштабу они приближаются к теме «крушения царств» у Мусоргского. Здесь Свиридов ближе к Мусоргскому, чем кто-либо другой из композиторов XX века.
       Интересно, что хотя ни у того, ни у другого нет сочинений, впрямую предназначенных для церкви, на их музыку, да позволено мне будет так сказать, таинственно лег «отблеск тени Христа». Это религиозное чувство, свойственное Свиридову, обладает той подлинностью и глубиной, которые так редки в XX веке. И сейчас оно, как бы это некоторым ни показалось парадоксальным, делает музыку Свиридова удивительно современной.
       Есть в этом своеобразие именно русского отношения к религии, во многом отличного от постепенного крушения христианской идеи, происходившего в европейской культуре конца XIX - начала XX века. Если мы сравним театр Мусоргского и театр Вагнера, то ясно увидим это отличие: у Мусоргского христианский фундамент остался незыблемым. То же и у Свиридова, но уже в создаваемом им эпосе крушения новых царств. Но это отдельная интересная, еще не тронутая тема для философского музыкознания.
       А. Т. - Владимир Ильич, как вам представляется, почему Свиридов при всей его любви к театру, знании театра так и не обратился к нему в своем творчестве?
       
В. Р. - Но его полотна по своей сути - мистериальны. Он избрал наиболее органичную для себя форму: его сочинения зачастую приближаются к храмовому действу...
       Музыка Свиридова вобрала столько жизненных явлений, столько жизненных и религиозных представлений, в ней столько таинственности, что разгадывать эти загадки будут и наши внуки. И как бывает всегда с явлениями огромного масштаба, подлинная всемирность их произрастает из глубокой почвы.
       75-летие Г. В. Свиридова - это радость нашей отечественной культуры. Радостно, что он здравствует и находится в активном созидательном процессе. Сознание того, что среди нас существует такой художник, наполняет нас чувством гордости, но гордости без всякого привкуса чванливости. Ведь он не потому хорош, что он русский, но потому, что он художник, вышедший из недр русской культуры и проникшийся всемирной отзывчивостью, столь свойственной этой культуре, что искусство его несет всем людям высокую радость, добро и возвращает силу «свету, который в нас».


Опубликовано: Музыкальная жизнь, № 23, 1990

Вернуться

Используются технологии uCoz