ВОСТОРГ СЛУШАТЕЛЕЙ

       «Общество камерной музыки Нью-йоркского университета в своих конгертах Русского сезона стремилось прежде всего к масштабности», — писала «Нью-Йорк Таймс» в одной из рецензий. И верно: шесть программ (четыре прозвучали в Merkin Concert Hall и две — в концертном зале Университета) включали ряд сочинений, созданных за последние двадцать лет композиторами Москвы и Ленинграда и впервые представленных слушателям США. Это Фортепианный квинтет Б. Чайковского, «Песнь Песней» С. Слонимского для камерного хора, гобоя, арфы и валторны, его же Соната для виолончели и фортепиано, «Русские сказки» Н. Сидельникова для двенадцати солистов, музыкальная новелла «Собачье сердце» для камерного ансамбля и Седьмая фортепианная (с колоколами) соната Б. Тищенко (последний был гостем Камерного общества). Сюрпризами для слушателей оказались и другие американские премьеры: фрагменты из «Русской тетради» В. Гаврилина и его же «Зарисовки» для фортепиано в четыре руки, вокальные дуэты из цикла «Вечерок», песни Ю. Фалика из цикла «Звенидень», Соната для флейты и фортепиано Э. Денисова и Соната для виолончели и фортепиано М. Вайнберга. Особый интерес вызвал хоровой концерт, где впервые в Нью-Йорке исполнялись четыре поэмы Г. Дмитриева на слова И. Анненского, «Концерт памяти Александра Юрлова» Г. Свиридова и «Девятое января» Д. Шостаковича.
       Хотя в Нью-Йорке уже слышали Струнное трио А. Шнитке, оно и на сей раз имело большой успех, как и цикл Д. Шостаковича на слова А. Блока. Программы концертов включали также музыку Прокофьева, Стравинского, Танеева...
       Нью-Йоркские газеты в своих рецензиях отмечали «угрюмую красоту» шостаковического цикла, «утонченность и притягательный стиль» песен Ю. Фалика, «многоплановость и атмосферную воздушность» «Русских сказок» Н. Сидельникова («Нью-Йорк Тайме»). А «Ньюс-дей» обнаружила в последнем сочинении «множество связей с современной западной техникой: элементы двенадцатитоновой системы, ярко светящиеся и затуманенные сонорности, интригующие моменты гармонии, близкой к Стравинскому, Бернстайну, Гершвину». Более критично оценивались Квинтет Б. Чайковского и камерная новелла Б. Тищенко. В первом «Нью-Йорк Тайме» обнаружила «страшную машинерию звучностей», а во второй услышала всего лишь «эклектическую сюиту впечатлений... напоминающую ранние опусы Курта Вайля».
       Однако скептические отклики прессы почти никогда или очень редко совпадали с реакцией зала, восторженно принимавшего новый мир музыкальных впечатлений. Виолончельная соната С. Слонимского (М. Дробинский — виолончель, Ф. Гарденал — фортепиано) буквально ошеломила слушателей, как и его же хоровая «Песнь Песней» (Л. Снайдер — сопрано, Д. Там — тенор, дирижер хора А. Гудман). Очень тепло приняла публика «Страдальные» из «Русской тетради» В. Гаврилина (Л. Карлей, партия фортепиано Э. Юн). Овацию зала вызвали блестящие, с юмором сыгранные его же «Зарисовки» для фортепиано в четыре руки (А. Дуракоглу и Э. Юн) и Седьмая соната Б. Тищенко, исполненная бразильским пианистом Ф. Гарденалом.
       Огромную подготовительную работу провели составители аннотаций к концертам (о большинстве сочинений фестиваля в американских библиотеках: материалов нет и поныне). Немало потрудились над транслитерацией текстов хоровых и вокальных сочинений специалисты Университета, прежде всего — К. Хаймовская (всё исполнялось на русском языке).
       Дирижировал фестивалем Р. Махадеен, возглавляющий Центр исполнительской деятельности Университета. Большинство интерпретаторов — аспиранты и профессора факультета музыки Ныю-Йоркского университета. Однако были и приглашенные из-за рубежа: помимо уже названного виолончелиста Дробинского (Франция), это Цюрихское трио (Швейцария), фортепианный дуэт (Израиль), Художественное руководство фестивалем осуществлял артистический директор Общества камерной музыки, пианист, профессор Университета Григорий Хаймовский.
       Остается упомянуть, что Нью-Йоркский университет считается самым большим частным университетом мира (3000 профессоров и свыше 50 000 студентов). Имея громадные потенциальные возможности, Университет и его факультет музыки только разворачивают работу по популяризации в столице США искусства второй половины XX столетия.
       Начав в предыдущем сезоне с французской музыки, отдав должное в этом сезоне русской. Камерное общество продолжает расширять свои горизонты: сезон 1989/90 года — музыка Польши, Венгрии, Румынии и Советской Прибалтики.
       Однако проложенная дорога в музыкальный мир России продолжает манить артистов Общества, и в недалеком будущем они надеются познакомить нью-йоркских слушателей с новыми работами советских композиторов.

Джон Грег


Опубликовано: Советская музыка, 1989 № 12
Используются технологии uCoz