ПРЕДИСЛОВИЕ

Вернуться

       Всеволод Петрович Задерацкий принадлежит к старшему поколению советских композиторов*. Среди множества различных произведений, составляющих его богатое творческое наследие, фортепианная музыка, к которой он обращался на протяжен и всей жизни, — едва ли не самое ценное. Будучи блестящим пианистом, тонко чувствуя фортепианный колорит и специфику фортепианной стилистики, В. П. Задерацкий стремился охватить в своем творчестве самые различные жанры фортепианной музыки. Им созданы 5 сонат (в период с 1928 по 1936 г.), 24 прелюдии (1934), две большие сюиты — «Фронт» и «Родина» (1945—1946), цикл «Легенды», рапсодии, множество отдельных пьес и детской музыки (в том числе два детских концерта), большое число транскрипций. Особо следует отметить создание монументального полифонического цикла «24 прелюдии и фуги» (1937—1940). Это был первый в истории отечественной и, пожалуй, европейской музыки прецедент возрождения бессмертной баховской идеи.
       Циклы «Микробы лирики», «Тетрадь миниатюр», «Фарфоровые чашки» написаны соответственно в 1928, 1929 и 1932 годах. Само обращение к программному циклу фортепианных миниатюр представляется развитием художественной тенденции, наметившейся в ранних произведениях С. Прокофьева («Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки»). Однако В. П. Задерацкий предлагает глубоко индивидуальную трактовку жанра. С внешней стороны это выражено в тяготении к сюитности и детализированной программности, а с интонационно-образной и языковой — в активном поиске своего колорита, интонационно-мелодических, фактурных и формообразующих принципов, в ясном стремлении к стилевой индивидуализации.
       Содержательность программы цикла «Микробы лирики» определена не названиями частей, а обозначениями характера звучания и, соответственно, типа лирических состояний: «нежно», «певуче», «простодушно», «выразительно». Весь цикл — это замкнутый лирический микромир, некий «каталог лирических «склонений», диапазон которых обозначен «гранями нежности». В этом смысле первая пьеса предопределяет содержание последующих. В ней же намечается важнейший принцип, характеризующий не только «Микробы лирики», но и остальные циклы, — принцип остинатности.
       Соотношение вращательно повторяемой аккомпанирующей формулы (как правило, колористически ярко индивидуализированной) и свободно дышащего мелодического пласта создает ощущение красочной подвижности в замкнутой сфере и одновременно особый тип гомофонии, почвенно принадлежащей XX веку. Наиболее последовательно такой принцип (в несколько иной образной направленности) воплощается в «Фарфоровых чашках». В пьесах цикла «Микробы лирики» довлеет более свободно выраженная остинатность — удержание определенного фактурного стереотипа. И во всех случаях очень важно повышенное внимание к фонизму сохраняемой фактурной формулы. Ее сонорно-колористическое «склонение», особая роль квартовых и хроматических секундовых параллелизмов, кварто-секундовая гармония, тембро-регистровая персонификация пластов, тонко выраженная диатоническая про ясней ность изящного мелоса — все это создает особые, сугубо индивидуальные стилевые качества музыки.
       «Тетрадь миниатюр» — самый масштабный из трех циклов. Он пятичастен и, в отличие от первого, подчеркнуто контрастен в чередовании номеров, программа которых определена заголовками: «Облака» (созерцательно), «Авто» (механизированно), «Затаенное» (углубленно), «Карусель» (ярмарочно), «Марш-плакат» (плакатно). Этот цикл предусматривает возможность вычленения отдельных пьес и варьирование их порядка (не указанного автором и предлагаемого редактором настоящего издания).
       Стилевые принципы здесь очень близки первому циклу, но содержательная задача сложнее: показать две образные сферы — активно действенную и созерцательную. Последняя также двойственна: созерцание внешних данностей («Облака») и внутренних духовных процессов («Затаенное»). Это созерцательные «остановки» среди зарисовок, символизирующих энергию устремленного движения, механистическую безостановочность и мускульную упругость. Именно такие образы преобладают в цикле, творят действенную оптимистичность его целостного содержания и делают его органичной принадлежностью советской музыки тех динамичных лет.
       «Фарфоровые чашки» — самый миниатюрный из трех циклов. Его четыре части также имеют программные заголовки: «Полевые цветы», «Цирковой наездник», «Барабан и труба», «Гулянка». В основе всех пьес — строжайше выдержанное остинато, организующее фактуру сопровождающего пласта, и песенный, нарочито упрощенный диатонический мелос, развертываемый на основе репризной периодичности. Это зарисовки «простыми красками» с четкой графикой прорисовки пластов. В нарочитом примитиве структуры — воссоздание эффекта стилизованного рисунка на абсолютно однотонном фоне. Первая пьеса (как и № 1 из «Микробов лирики») демонстрирует сонорно-колористическое претворение остинатности, и это явление приближает автора к самым современным формам осознания интонационных возможностей такой техники. Звучание «Фарфоровых чашек» просветленно-звончатое, колорит его индивидуален.
       Публикуемые фортепианные циклы В. П. Задерацкого содержат характерное для времени их создания стремление к синтезу различных стилевых тенденций: конструктивизма (остинато), механистичной токкатности (в «Тетради миниатюр»), импрессионистической красочности и романтического проникновения в сферу интимных чувств. Но множественность истоков не растворяет, а углубляет и обогащает подлинно индивидуальный стиль фортепианных циклов композитора.

В. В. ЗАДЕРАЦКИЙ


Опубликовано: В. П. Задерацкий. Фарфоровые чашки. Киев. «Музична Украïна». 1979

Вернуться


       * Родился 21 декабря 1891 года в Ровно в семье железнодорожного служащего. После окончания гимназии в Курске поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно в Московскую консерваторию. По окончании университета (в 1915 г.) был призван в действующую армию в связи с продолжавшейся первой мировой войной. Консерваторию В. П. Задерацкий окончил после Великой Октябрьской революции (в 1923 г.) по классам: композиции профессора М. Ипполитова-Иванова, фортепиано профессора К. Киппа, дирижирования профессора А. Орлова. После окончания учебы жил в Рязани. С середины 20-х годов начинается активная композиторская и исполнительская деятельность музыканта. Будучи одаренным пианистом с ярко выраженной индивидуальной исполнительской манерой, он дает множество сольных концертов, выступает вместе с известным певцом Григорием Пироговым. В 1928 году переезжает в Москву. Здесь были написаны оперы «Кровь и уголь», симфония «Фундамент», различные камерные произведения (в том числе и публикуемые в настоящем издании).
       С 1935 года композитор живет в Ярославле, где создает ораторию «Октябрь», оперу «Валенсианская вдова», две камерные симфонии, множество вокальных сочинений, среди них цикл «De profuridis». В начале Великой Отечественной войны В. П. Задерацкий эвакуируется в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме М. Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по А. Твардовскому), сборник песен «Дыхание войны» и ряд других сочинений. С 1945 года композитор жил на Украине, сначала в Житомире, а затем во Львове, где работал в консерватории. Кроме фортепианных сочинений, им в эти годы были созданы концерты для скрипки и домры, симфония до минор, хоровая сюита «Освобождение» на народные украинские тексты и ряд других произведений. Умер В. П. Задерацкий 1 февраля 1953 года во Львове.
 : (назад)
Используются технологии uCoz