Встреча с Юрием Буцко, состоявшаяся в Большом зале Московской консерватории, открывала целый ряд авторских вечеров нового абонемента, в первой серии которого представлены композиторы
Форма вечера была не совсем привычна. Композитор вышел на сцену, немного рассказал о себе, о тех произведениях, которые должны прозвучать в концерте. Он говорил о нашей национальной культуре, о катастрофическом ее состоянии - в частности, в сфере музыкального искусства. Вспомнил незаслуженно забытых своих коллег: талантливого композитора, живущего в Симферополе,
Оперы «Записки сумасшедшего» по Гоголю, «Белые ночи» по Достоевскому, «Из писем художника» на тексты Констатнина Коровина, симфонии, кантаты, оратория «Сказание о Пугачевском бунте», концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, инструментальные сонаты, квартеты, фортепианный трио-квинтет, «Полифонический концерт» (19 контрапунктов на темы знаменного роспева для 4-х клавишных инструментов), вокальный цикл «Одиночество» на стихи Владислава Ходасевича и шесть сцен из поэмы Александра Блока «Двенадцать», романсы, хоры, музыка к спектаклям и кинофильмам - таков круг основных работ пятидесятидвухлетнего композитора. К сожалению, далеко не все из написанного им обрело концертную или сценическую судьбу, хотя за блестящим и многообещающим началом («Записки сумасшедшего» и «Белые ночи» сразу получили большой общественный резонанс) последовали годы не менее напряженной работы и творческой эволюции.
Самобытный художник, тяготеющий в своем искусстве к претворению и осмыслению глубинных истоков русской музыки - народных плачей и причитаний, знаменных роспевов, псалмодий, вобравший также многие традиции русской национальной композиторской школы - таков Буцко сегодня.
Неудивительно, что авторский вечер привлек внимание слушателей. Была тому и еще одна причина - первое исполнение в Москве третьей симфонии «Дифирамб» (1974 год), которая звучала лишь однажды в Воронеже. Оригинален и смел замысел этого сочинения. Как известно, «дифирамб» в переводе с греческого означает «гимн», «похвала». Произведение так и хочется назвать симфонией для фортепиано с оркестром - столь развита и независима партия рояля. При этом партии не соперничают между собой, не конфликтуют, а, напротив, дополняют друг друга.
Первая часть (Allegro deciso) имеет характер пролога. В начале второй (Allegro risoluto) резкие «стоны» струнных пронзительно наслаиваются на виртуозную партию фортепиано. После его стремительных и несколько жестковатых пассажей ненадолго наступает тембровое просветление - деревянные духовые безмятежно переговариваются с колокольчиками. Третья часть (Tranquillo con moto) занимает в цикле место былинно-повествовательного сказа с элементами причудливой загадочности и оттенком трагизма. Струнным вторит слегка «затушеванная» медь. Финал симфонии (Moderato con moto) построен на лейттеме колоколов - это самая светлая и праздничная страница в цикле. Колокольность слышна и в партии фортепиано, заставляя вспомнить стиль
«Дифирамб» продолжает традицию русского эпического симфонизма. Его музыкальные идеи вызывают в памяти слушателя многие страницы нашей классики - Чайковского,
Свое сочинение, чрезвычайно трудное для исполнения, автор посвятил композитору и пианисту Михаилу Ермолаеву, исполнившему сложнейшую фортепианную партию с внутренней энергией, с глубоким проникновением в мысль и стиль своего старшего коллеги.
Другой инструментальный опус Буцко, прозвучавший в авторском концерте, также имеет программное название: «Плач» - музыкальное приношение светлой памяти Фомаиды Ивановны Залесской, старообрядки, жительницы одной из деревень Каргополья, духовной подвижницы и хранительницы древнерусской певческой традиции. От нее автор впервые услышал древнее песнопение «На рецех Вавилонстех» (псалом 136), ставшее основой композиции. Буцко понимает плач как символ надежды на возрождение русского этноса. «Это то зерно, которое упало в землю и должно прорасти, дать свои всходы», - утверждает автор.
Одночастная композиция концерта внутренне трехчастна. Плавному, сосредоточенному течению крайних разделов противостоит напряженное, беспокойное, тревожное, порой взвинченное настроение средней части.
Исполнители - скрипач Андрей Корсаков и Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Владимира Вербицкого - прочли партитуру с редким вниманием и тщательностью.
«Национальная традиция - это огромный потенциал, абсолютно не реализованный еще по-настоящему», - говорил в одном из интервью