«В глубоко национальной музыке Юрия Буцко продолжаются жить лучшие традиции отечественной музыкальной культуры. Композитору претит любое проявление утилитаризма, и это объединяет его с теми нашими современниками, в музыке которых высокий духовный строй есть альфа и омега всего их творчества», - писал журнал «Музыка в СССР».
Юрий Маркович Буцко родился в 1938 году в городе Лубны Полтавской области. В 1966 году окончил Московскую консерваторию, в 1968 - аспирантуру, занимаясь по классу композиции профессора
Среди сочинений Ю. Буцко: монооперы «Записки сумасшедшего» по Гоголю и «Из писем художника» по Константину Коровину, оперы «Белые ночи» по Достоевскому и «Венедиктов, или Золотой треугольник» по Александру Чаянову, оратория «Сказание о Пугачевском бунте», шесть кантат (из них две духовные), четыре симфонии, три симфонии-сюиты («Древнерусская живопись», «Из русской старины», «Господин Великий Новгород»), «Канон» для оркестра, инструментальные концерты (один для фортепиано, два для скрипки, два для виолончели с оркестром), «Полифонический концерт» для четырех клавишных инструментов на древнерусские темы, камерные сочинения - в том числе четыре квартета, фортепианный трио-квинтет, фортепианное трио, инструментальные сонаты, произведения для фортепиано, органа, вокальные циклы «Одиночество» на стихи Владислава Ходасевича и Шесть сцен из поэмы Александра Блока «Двенадцать», романсы, хоры, а также музыка к спектаклям и кинофильмам («Пугачев», «Мать», «Гамлет» и ряд других в Театре на Таганке, «Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы», «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Пучина» в Малом театре, «Ревизор» в Театре Сатиры и другие; «Первая любовь» и тринадцатисерийный телевизионные фильм «Хождение по мукам» режиссера В. Ордынского, «Барышня и хулиган» в реконструкции С. Юткевича, «Берега в тумане» режиссера Ю. Карасика, «Гуляющие люди» И. Гурина и др.).
Отмечая глубоко личностный, бескомпромиссный подход к искусству, пресса писала: «Проблематика его сочинений, идеи, питающие его музыку, заставляют композитора искать соответствующие художественные формы для их воплощения». Подтверждением этого являются и сочинения, которые прозвучат сегодня в концерте.
Партитура «Дифирамба» (Третья симфонии) была окончена в 1974 году. «Дифирамб» - в переводе с греческого - означает «гимн», «похвала». Возникнув как форма поэзии, близкая к оде, дифирамб сочинялся в честь Диониса и исполнялся на праздниках урожая, приуроченных к окончанию полевых работ - праздниках глубоко почитаемых древними. Перейдя в европейские языки, это слово приобрело и другие оттенки, сохраняя, однако, главное свое содержание - прославление.
«Дифирамб» - это жанр симфонии с концертирующим инструментом. Развитая партия рояля и обилие каденций солиста роднят сочинение с концертом, точнее, с несколькими концертами сразу, если учитывать объем сочинения в сопоставлении с масштабами традиционного инструментального концерта. Однако общая концепция сочинения традиционна для симфонии: первая часть представляет собой сонатную форму без разработки и имеет характер пролога, вторая часть - скерцо, третья - медленная, четвертая - финал, построенный на лейтмотиве колоколов и содержащий последнюю, главную и весьма протяженную каденцию солиста. Кода финала построена на материале первой части (пролога) и образует своим появлением музыкально-архитектоническую «арку».
Чрезвычайная трудность партитуры, протяженность ее звучания (свыше 60 минут) определили ее трудную судьбу: премьера «Дифирамба» состоялась 14 лет спустя после его создания, в Воронеже (дирижер В. Вербицкий, солист - М. Ермолаев). Нынешнее исполнение - московская премьера сочинения. «Дифирамб» автор посвятил Михаилу Ермолаеву.
«Плач» (Концерт № 2 для скрипки с оркестром), созданный в 1982 году, представляет собой одночастную композицию, вершина которой - древнерусская тема, псалом 136-й «На рецех Вавилонстех» демественного роспева. Другие темы «Плача» (главная и побочная партии сонатной формы и их варианты) готовят появление Темы псалма, а затем становятся контрапунктами, подголосками к ней. Таким образом, композицию сочинения можно уподобить восхождению к подлинному роспеву.
Покаянный псалом 136-й поется на воскресных богослужениях в недели седмиц, приготовительных к Великому Посту. Автор впервые услышал это древнейшее песнопение из уст Фомаиды Ивановны Залесской - старообрядки, жительницы одной из деревень Каргополья, духовной подвижницы и хранительницы древнерусской певческой традиции. Ее светлой памяти посвящается «Плач».
«Юрий Буцко, - пишет журнал «Музыка в СССР», - еще в самых ранних сочинениях избрал для себя путь созидания духовности в музыке и - надо отдать ему должное - остается верен этому пути и по сей день».