Э. ДЕНИСОВ.
ВАРИАЦИИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
Вернуться
(фрагмент монографии)
...Ортодоксальная додекафонны сочинения 1961 года: Музыка для одиннадцати духовых и литавр и Вариации для фортепиано. Второе из них (тема и шесть вариаций, всего семь пьес) симметрично отражает семь Багателей, помещаясь по другую сторону стилевого рубежа 1961 года. Стилистически сочинение явно ориентированно на Шёнберга, однако без интонационного сближения с ним. Скорее есть моменты интонационного сходства со второй частью Симфонии Веберна op. 21 (тт. 55-67) - «рваные» аккорды в третьей вариации. Закрепляются некоторые идиомы музыкального языка Денисова - быстро мелькающие «точки-репетиции» (третья вариация), остро-ритмизированный пуантилизм (шестая вариация)...
...В первых двенадцатитоновых сочинениях ритмика остается примерно того же типа (в Музыке для одиннадцати духовых и литавр, фортепианных Вариациях). Обогащение ритма шло в большей мере в направлении Бартока и Стравинского. В музыке, расчерченной на такты, пусть и переменные, зачастую опорой ритмического процесса является звуковая группа, получающая развитие путем многообразных переметризаций, прибавления и изъятия высот либо длительностей, образования произвольных групп (сходно с ритмикой Стравинского, например, в финале «Весны священной»)...
Ю. Холопов
В. Ценова
Опубликовано: Эдисон Денисов (монография). Москва, издательское объединений «Композитор», 1993
Вернуться
Используются технологии
uCoz