Пьесы в четыре руки написаны по просьбе английского фортепианного дуэта (Сьюзан Брэдшоу и Ричард Р. Беннетт).
В период создания произведения Денисов активно осваивал серийную технику и был также увлечен Стравинским (влияние «Весны священной» ощутимо в третьей пьесе). В основе пьес лежит четкая конструктивная идея: один двенадцатитоновый ряд по-разному повернут в трех частях. Это три взгляда на один и тот же звуковой материал. Первоначально пьесы имели названия, отражавшие их конструктивную идею: Мелодии, Гармонии, Ритмы. Впоследствии Денисов от названий отказался.
В первой части основной материал трактуется мелодически (горизонтально). Исходными являются кластерный аккорд (т. 4) и репетиционные фигуры (от них - третья пьеса).
Вторая часть излагает материал гармонически (вертикально). Помимо обычных многозвучных аккордов применяются ритмически организованные арпеджио, вызывающие определенные резонансы.
Третья часть в основном посвящена ритмическому развертыванию материала. Ритмы здесь - это проекция на ритмику тех числовых рядов, которые лежат в основе мелодии. Каждая нота рассчитана, а ритмическое развертывание идет по линии постепенного усложнения, противопоставляя регулярные и нерегулярные ритмические структуры. Денисов комментирует развитие третьей пьесы так: «Звуковая материя то собирается в тематические сгустки, то распадается на составные элементы; ритмические структуры начинают постепенно смещаться в звуковом пространстве, само звуковое пространство становится многомерным».
Ю. Холопов
В. Ценова