Э. ДЕНИСОВ.
     ЗНАКИ НА БЕЛОМ

Вернуться

(фрагмент монографии)

       «И появилось королевство, но оно было замуровано белизной». Этот эпиграф к фортепианной пьесе «Знаки на белом» взят Денисовым из книги французского писателя конца XIX века Марселя Швоба.
       «Знаки на белом» - это аллюзия с живописью (одна из картин Пауля Клее называется «Знаки на желтом»): хрупкие сонорные пятна разных размеров и контуров, quasi-тональные колокольные аккорды возникают на листе белой бумаги. Это тихая, утонченная музыка без каких-либо внешних эффектов. Музыка на грани тишины; в ней пауз больше, чем нот. И они звучат...1
       Таинственная атмосфера пьесы основана на варьировании одного статического состояния. Музыка рождается из одной ноты; из минимальной начальной интонации (а-b-gis) вырастает всё произведение.

Пример

       В первом разделе сочинения - четыре тематических элемента: расщепление звука а (линия), светлые аккорды в высоком регистре, хрустальные перезвоны на педали в быстром темпе (соноры-дуповенья) и движущееся полутоновое поле (росо espressivo), которое от предыдущих элементов отличается своей продолжительностью.
       Второй раздел (от molto leggiero) синтезирует тематические и гармонические элементы первого в более активном движении и носит в целом развивающий характер. После паузы со звука а начинается третий, репризный раздел пьесы, в котором движущееся полутоновое поле отражается зеркально. Кода (от senza suono) использует приемы извлечения фортепианных обертонов. «Знаки на белом» исчезают в угасающих переливах pianissimo.

Ю. Холопов
В. Ценова


Опубликовано: Эдисон Денисов (монография). Москва, издательское объединений «Композитор», 1993

Вернуться


1 Сам компрозитор считает, что пьесу «Знаки на белом» лучше исполнять в небольшой затемненной комнате. : (назад)
Используются технологии uCoz