Воспоминания Елены Глазуновой-Гюнтер о зарубежной поре жизни выдающегося русского композитора Александра Константиновича Глазунова написаны по просьбе редакции нашего журнала. Автор приносит благодарность Николаю Воронцову, помогавшему ей в этой работе. Мы публикуем также письма Анны и Николая Метнеров Александру Глазунову, хранящиеся в семейном архиве, последнего и любезно предоставленные журналу их владелицей.
Жизнь Александра Константиновича Глазунова за границей (с постоянным местопребыванием в Париже) мне не так уж легко описать. Дело в том, что я в период между 1928 и 1936 годами находилась главным образом в Берлине и Закопано, не считая многократных поездок по другим городам Европы. Но постараюсь описать то немногое, что сохранилось в памяти от пребывания в Париже, совместных путешествий, а также от обширной переписки с отцом. Александр Константинович обладал чудным почерком и большим юмором. Его равномерные строчки и небольшие, но своего рода писарские буквы всегда очаровывали меня и вызывали чувство особенной радости. Письма ко мне, он, любезно шутя, подписывал: «Саха», «Хаха», «Папулька-инвалид», «Композиторишка», «Тятька», «Хворный папка», «Бронхитик», «Папка-булонец», «Dein
В 1928 году отец выехал в Вену для участия в международном жюри конкурса на окончание Симфонии h-moll Шуберта, в связи со 100-летием со дня смерти композитора. Вместе с ним выехала мамочка — Ольга Николаевна Глазунова (Гаврилова). В это время я была уже за границей вместе со своим первым супругом, пианистом
Почему именно Париж? Вполне возможно, что предложение С. Дягилева о создании «большой русской консерватории» во французской столице сыграло какую-то роль. А может, только потому, что Париж был центром и столицей старой культуры, городом, где Александр Константинович уже когда-то пожинал плоды своего творчества.
Глазунову предложили несколько концертов во Франции, Португалии и Испании. В Париже он встретился со многими соотечественниками, в том числе с Рахманиновым и Шаляпиным. Первый концерт состоялся 19 декабря 1928 года в парижском зале «Плейель» (Pleyel). Глазунов выступал как автор и дирижер, а я исполняла его Второй фортепианный концерт.
В январе следующего года мы выехали на концерты в Лисабон и Мадрид. Португальская столица встретила композитора особенно радушно. Пресса все время сообщала о пребывании и выступлении Глазунова в Лисабоне. Успех был величайшим. Ассоциация местных музыкантов и художников избрала отца своим почетным членом. В Испании успех сопутствовал нам везде. Помимо Мадрида мы смогли побывать в древнем Толедо, который Александр Константинович знал хорошо по литературе. Католический монах показывал «русскому маэстро» все достопримечательности города.
Последовало еще несколько концертов — в Барселоне и вновь в Париже, на один из которых пришли Рахманинов и
Лето 1929 года родители провели на французской Ривьере в Антибе (Antibes). В этих местах проживало довольно большое число русских эмигрантов. Рядом, в Ницце, в это время снимали фильм «Княжна Тараканова». Были выстроены дворцы и церкви, и множество русских, чтоб заработать на кусок хлеба, стали участниками массовок. Это было время сенсации века — появления «говорящего кино», но не думаю, чтобы отцу понравились слова Шаляпина: «Я уже охладел к опере. Я буду еще петь оперные арии в концертах, но влечет меня к себе только кино... Во мне это новое искусство родило энтузиазм и необычайные силы, и я надеюсь достичь в нем еще непревзойденных мною высот творчества».
Антиб помимо чудной природы и прекрасного моря имел для русских свои достопримечательности. Здесь располагалась величественная трехэтажная вилла Тенар с довольно большим сводчатым балконом, где проживал Великий Князь Николай Николаевич, бывший Главнокомандующий Императорской армии. Он скончался в начале года, но его вилла все еще притягивала всех эмигрантов, которые в это время отдыхали в Антибе или близлежащих Каннах и Ницце.
После возвращения из Ривьеры Александр Константинович стал готовиться к турне по Америке. Отъезд состоялся б ноября. Накануне прибытия в Нью-Йорк самая старая русская газета за границей, «Новое Русское Слово», вышла с крупно отпечатанным заголовком:
«Профессора Петербургской консерватории, ныне находящиеся в Америке, приветствуют
Дирижер Детройтского симфонического оркестра Осип Габрилович... Привет большому композитору — привет идеалисту, всю жизнь посвятившему на бескорыстное служение дорогому искусству (...)
Теперь к этому длиннейшему списку присоединилось имя
Виднейшие представители русской и американской музыки создали комитет по устройству торжественной встречи и чествования в Нью-Йорке Александра Константиновича. Среди них были: Леопольд Ауэр, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Вальтер Дамрош, Александр Зилоти, Ида Венгерова, Владимир Дроздов и многие другие.
Из Нью-Йорка Глазунов поехал в Детройт, где дважды дирижировал свою Шестую симфонию. Здесь же вместе с Владимиром Горовицем и Осипом Габриловичем он исполнял русскую программу.
В Чикаго Александр Константинович простудился и заболел, что нарушило почти все планы. Вместо десяти концертов состоялось только семь. Было много неприятных объяснений с устроителями турне, и поездка по Америке, столь бурно и торжественно начавшаяся, стала омрачаться. На репетиции в Чикаго приходил
В феврале состоялся отъезд из Америки на том же корабле «Рошамбо» («Rochambeau»), на котором и прибыли. Только на сей раз с чувством некой горечи, ибо устроители турне не только не выплатили большую сумму денег (гонорары за концерты были довольно умеренными), но и вели себя безобразно. Больной композитор и дирижер для них уже не был полноценным человеком.
Весной 1930 года — концерты в Лодзи, Праге и Варшаве. К июлю Александр Константинович закончил сочинять Седьмой квартет и сразу же уехал с Ольгой Николаевной на летний отдых к Альпам в Савойю. Они проводят время в Аннеси (Аппесу), осматривают Горж дю Фьер (Gorges du Fier), близлежащие Шамони (Chamonix), Шамбери (Chambery). Отсюда приходит сообщение, что «сегодня и вчера я устанавливал метроном для «Раймонды» и мамка мне помогала. В отеле сносное пианино, но звучит на 1/2 тона ниже и очень расстроено... Ездил в допотопном экипаже без рессор. Нахожу его лучше автомобиля, так как сиденье высокое. Кроме того, трижды катался в нарядных колясочках, где сидишь, как в старое время, —
Отсюда родители выезжали в Женеву, где гуляли вдоль озера и посещали русскую церковь. Свое 65-е лето Александр Константинович отпраздновал у подножия Монблана. В это время его стала беспокоить тупая боль в левом ухе.
В первых числах сентября у родителей в савойском замке-гостинице Шато д'Арсин (Chateau d'Arcine) в Сен-Пьер де Рюмийи (St.-Pierre de Rumitly), куда они переехали из Аннеси, гостили
Возвращение в Париж состоялось в конце сентября. Так как постоянной квартиры еще не было, то поначалу Глазуновы жили в семейном пансионе мадам Лазаревой (Madame de Lazar) на улице Дюгэ-Труэн (rue Duguay-Trouin) у парка Люксембург. Комнаты пансиона были довольно большие и светлые и находились на шестом этаже. Отсюда были видны не только крыши домов, но и Пантеон и здание дворца Инвалидов.
Виды на будущее были покрыты мглой. Из Америки не поступали причитающиеся деньги (остаток) ни за прошедшее турне, ни за последний квартет. Назначенная в Вену концертная поездка была отменена, как считал Глазунов, «вероятно, из-за приезда туда осенью Игоря Стравинского».
После возвращения в Париж родители нанесли свой первый визит Метнерам в Монморанси (Montmorency). «В газетах пишут, что над Европой опять собираются тучи в связи с результатами последних выборов в
Но молодость берет свое. Я видела все не так тревожно. Да и идей, потешных для нас, русских, было немало. К примеру, священник Иннокентий Серышев, переехавший незадолго до того из Европы в Австралию, предлагал следующий план: эмиграция, находящаяся в особенно затруднительном положении, поскольку отношение к ней в Европе становится все хуже, должна создать «Новую Россию» на островах Фиджи... История знает много случаев, когда группы людей образовывали государства, убеждал эмигрантов этот священник... Только последователей его можно было по пальцам сосчитать.
10 декабря 1930 года Александр Константинович сообщает: «Конечно, педагогическая деятельность мне мало улыбается. Я музыкант прежних убеждений, а молодое поколение, зараженное всеотрицанием и впитавшее в себя потуги и дерзость модернистов, вряд ли отнесется сочувственно к моему направлению, которого я менять не могу.
Здесь я пришелся не по вкусу. С дирижированием для граммофонных дисков... ничего не вышло. Концертов не предвидится... Настроение мое скверное, и мне нездоровится. Финансы плохи — до сих пор Америка не выплатила долги. Решил ехать в Берлин на риск».
В Берлин его пригласили на первое представление «Князя Игоря» в интерпретации известного дирижера Лео Блеха. По просьбе Б. Пинеса
Вначале он не хотел ехать — из-за занятости по делам Беляевского издательства, которому грозила опасность со стороны наследниц Митрофана Беляева, а также из-за тяжелого финансового положения. Глазунов был фактически прикован к Парижу, поскольку
Наследницы Беляева — Мария, Наталия и Ирина Ивановы, проживавшие в Ленинграде (Саперный переулок, дом 10), подали иск в ландгерихт в Лейпциге о выдаче им всего имущества и передаче как владелицам фирмы Беляева. Все три истицы — дети Валентины Ивановой (удочеренной Митрофаном Петровичем в 1887 году) от брака со штабс-капитаном М. Ивановым. Митрофан Петрович скончался 22 декабря 1903 года и оставил завещание (от 23 января 1901 года), которое не назначало наследника, а содержало ряд наследственных распоряжений. Так, например, им был учрежден Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов, для которого он сам составил проект Устава. Этому учреждению он завещал крупные средства и недвижимое имущество в России и музыкальное издательство в Лейпциге, основанное в 1885 году. Лично Беляевым были назначены три члена Попечительного совета —
Истицы утверждали, что после революции в России учреждение прекратило свое существование. Весь частноправовой порядок был упразднен, собственность недвижимости и соответствующие права отменены. Ввиду того, что законы, на которых основывалось учреждение, утратили силу, оно потеряло право на существование. Находившееся в России имущество им утрачено. Учреждение, располагавшее имуществом лишь за границей, по советскому праву представлялось немыслимым. Оно отказалось от местопребывания своего правления в Петрограде—Ленинграде и перенесло управление в Париж. Из этого также вытекает, утверждали истицы, что его следует признать упраздненным, и требовали от трех управляющих передачи издательства им.
В Берлине Александр Константинович находился пять с половиной месяцев, посещал концерты с участием Б. Вальтера, В. Фуртвенглера, часто встречался с Л. Годовским. Отсюда он выезжал несколько раз в Лейпциг (по делам Беляевского издательства) и в марте 1931 года направился в Латвию, где дважды дирижировал «Раймонду». В Риге на вокзале Глазунова встречала большая делегация во главе с
15 июня родители возвратились в Париж, а оттуда поехали на летний отдых в Сен-Клод (St.-Claude) в Юра (Jura), остановившись по дороге на несколько дней в Безансоне, где навещали
Александр Константинович славился великим человеческим и христианским достоинством, которым, к сожалению, мало кто может честно гордиться: он принимал в Петербургскую (Ленинградскую) консерваторию учеников не по национальным признакам, не по сословному происхождению, а лишь тех, на кого возлагал надежды как на прекрасных музыкантов, как на будущие светила русской и общенациональной музыки. Среди них было большое количество малоимущих, и в их пользу, в кассу взаимопомощи учащихся, он отдавал весь свой директорский и профессорский оклад.
«Когда я был директором Консерватории, то один из директоров Российского Музыкального Общества сказал мне, что при моем директорстве Консерватория процветает в художественном отношении, как и при Рубинштейне, но зато касса так же пуста», — писал он мне из Сен-Клода 23 июня 1931 года.
Гостиница оказалась ниже среднего уровня («в здешнем отеле пианино «стреляет» и пугает меня»), и родители переехали в другую, в Шаффардон Сен-Клод (Shaffardon St.-Claude). Здоровье Александра Константиновича не шло на поправку. Двигаться было нелегко, ноги начали ныть у колен и выше. Обременяли тяжкие мысли:
«Ты пишешь мне, что пианисты обижаются на меня за отсутствие третьего Фортепианного концерта. Но ведь и напечатанные два сравнительно мало оценены и редко исполняются, не то, что скрипичный концерт. Годовский, к сожалению, не играл посвященного ему 1-го концерта, а Зилоти на всех перекрестках смешивает с грязью мой 2-ой концерт, считая его «больше» симфонией. Не мешало бы ему знать, что большинство фортепианных концертов суть симфонии. Бетховен, отчасти Шопен, Шуман, Брамс и т. д. создали для концертов трехчастную симфоническую форму. Фортепианные концерты Листа, если не симфонии, то во всяком случае симфонического
Александр Константинович заканчивает работу над Виолончельным концертом и посвящает его Пабло Казальсу, которому письменно сообщает об этом. С изданием сего концерта тоже возникают проблемы. Европа — в экономическом кризисе, многие издательства терпят банкротство. Положение Беляевского издательства очень тяжелое. Процессы с наследницами опустошили кассу, и председатель Попечительного совета Арцыбушев был рад, что Александр Константинович не настаивал на издании.
В первую неделю августа по возвращении в Париж Глазуновых посещает
И вновь омрачения. Наследницы
Глазуновы сняли очередную временную квартиру с мебелью, кухней и ванной за 750 франков в месяц без всякого контракта на улице Лемуан, 9, Булоньсюр-Сен (9, rue Lemoine, Boulogne s/S). Горячую воду подавали здесь только до 12 часов дня.
Октябрь начался с приглашения на ужин к
Два дня спустя к Глазунову приехала депутация профессоров Русской консерватории во главе с принцессой Еленой
В Париже в это время известный раскрыватель внедренных или завербованных агентов ГПУ
Этот агент — дама, артистка Александрийского театра Наталия Сергеевна
Во многих случаях
Но литературных критиков среди миллионной эмиграции было не так уж много, а злостная и беспочвенная ложь пошла гулять.
Происходят частные встречи с пианистом Николаем Андреевичем Орловым. В его квартире 4 октября 1931 года Александр Константинович впервые сыграл «публично» свой Виолончельный концерт. Присутствовали, как слушатели и гости,
В первую неделю ноября состоялась поездка в Амстердам, где Глазунова чествовал прекрасный оркестр «Concertgebouw». Была исполнена Четвертая симфония под управлением В. Менгельберга, а второй частью (поэма «Весна» и Скрипичный концерт) дирижировал сам Александр Константинович. Накануне Глазунов внезапно заболел. Несмотря на высокую температуру, он вышел на сцену, что вызвало у музыкантов невероятную приподнятость духа, и, может быть, именно поэтому играли как нельзя лучше. Возвращение в Париж задержалось на две недели.
Напоминали о недомогании ноги. Первые утренние шаги давались Александру Константиновичу с большим трудом, но потом все успокаивалось. Диагноз он поставил себе сам: «Больше всего похоже на ревматизм и невралгию».
В Париже ждало приглашение на 29 ноября посетить вечер в Музыкальном клубе в Лондоне. Глазунов дал согласие и предложил сыграть Второй фортепианный концерт на двух роялях вместе со мной. Поездка была удачной и пребывание в Англии ничем и никак не омрачилось: «Чувствую себя абсолютно здоровым».
Декабрь прошел в Париже в интенсивном общении с музыкальным миром. Александр Константинович в зале «Плейель» слушал «Концертную музыку» Хиндемита — отвратительную какофонию. Я сделал вид, что слушаю сосредоточенно, приложив левую руку к щеке и крепко зажав большим пальцем левое ухо. Это облегчало мне выносить собачьи
9 декабря родители навестили чету Метнеров в Монморанси, где Александр Константинович всегда наслаждался прелестью загородной обстановки. Это было накануне берлинского суда между беляевцами и
Из Ленинграда прислали партитуру Мазурки для скрипки с оркестром, и Александр Константинович начал вести переговоры о ее издании у Адлера в Берлине, ибо: «Беляевцы не при деньгах».
Глазунов посещает репетицию восходящего И. Менухина и выносит заключение: «Талант большой, но с первого раза не могу разобраться. Он играл Баха и Моцарта. Надо послушать Бетховена и
Врачи определяют у Александра Константиновича экзему левой ноги, которая не поддается лечению. Приходится много лежать, и это сказывается на его настроении и работе. 11 февраля 1932 года он сообщает мне: «Постепенно, сидя дома, я одичал, и когда третьего дня меня вывезли в зал Гаво, где я аккомпанировал на юбилее художника Коровина певице Садовской, я чувствовал себя смущенным и расстроенным. Обычная сутолока и бестолковщина на юбилейных концертах, притом устраиваемых русскими, меня очень утомила. Всех нас, артистов, торопили и просили сокращать программы, а «оратели» говорили без конца. Коровина чествовали очень серьезно, но я не выходил на эстраду вторично и не попал на фотографию... Виделся с Медеей Фигнер... со
Приходит утешительное сообщение от Пабло Казальса: он начал разучивать посвященный ему Виолончельный концерт. В конце февраля
Отношения с
Запад будет тверд в своих законах. Приглашать на выступления больного композитора, даже и с мировым именем, считалось большим риском. Среди устроителей концертов, директоров и импресарио быстро разошлись сообщения о срывавшихся из-за болезни выступлениях, и мало кто изъявлял желание приглашать — а вдруг снова срыв. Публика в эти тяжелые тридцатые годы растаяла, и сохранившийся круг любителей отдавал предпочтение выступлениям самих композиторов, а небольшая кучка этих знаменитостей исполняла главным образом самих себя. Для постоянных турне с дальними маршрутами нужно быть и здоровым, и молодым. Болезни же у
«В самый разгар революции я подружился с Павлом Коханским, которого считаю отличным скрипачом и талантливым музыкантом. Я сыграл ему по эскизу свою мазурку, сочиненную мною много лет раньше. Она ему понравилась, и я возымел желание привести ее в порядок, оркестровать и при первой возможности до его отъезда из России услышать ее в его исполнении. К счастью, такой случай скоро представился в Петербурге и Москве. Коханский сделал мне некоторые весьма ценные указания касательно скрипичной партии, и я посвятил ему свое произведение. Несмотря на многолетнюю разлуку, в дружбе нашей с ним не произошло никаких перемен.
Когда мы с тобой советовались относительно Хейфеца и Цимбалиста, которые в Америке пользуются несравненно большей славой (они виртуозы), нежели Коханский, то мне как-то стало больно обойти Коханского, с одной стороны, а с другой — связать себя некоторым обязательством по отношению к упомянутым виртуозам, которых я, конечно, высоко ценю. Вот почему я просил бы Тебя с ними относительно исполнения мазурки в Америке с целью ее пропаганды не
1932 год — сплошные болезни.
«..Стал отвратительно спать... перестал выходить из дому... Память стала мне изменять, и мне стоило громадных усилий, чтобы вспомнить какую-нибудь улицу
В самом начале августа приехал обеспокоенный состоянием здоровья Глазунова, чрезвычайно добрый и милый друг его —
«Усердно читаю о событиях в Германии. Здешние газеты пока еще ничем не пугают. Пишут, что в Берлине спокойно и что германский народ не склонен к протесту. Во всяком случае советую тебе быть осторожной», — пишет мне отец в Берлин 14 сентября 1932 года.
А в Германии действительно неспокойно. Чувствуется, что Гитлер может прийти к власти, и многие становятся «перебежчиками», примыкают к его лагерю. Многие пока еще выжидают, но уже проводят «осторожную политику», чтоб не повредить себе в будущем.
«За последнее время болят и суставы в руках, и мне трудно вертеть руками. Думаю, что сейчас я бы не был в состоянии дирижировать... Отчего «Фуртя» не будет дирижировать моим виолончельным концертом? Тут какая-нибудь политика! Кто такое дирижер Иохум, которого так проталкивают в филармонии? Не Гитлер
В Русской консерватории в Париже в начале октября играл Владимир Горовиц, который лично пригласил Александра Константиновича на свой концерт. Отцу очень хотелось послушать его, но болезни и плохая погода не позволили.
Неутомимая Ольга Николаевна последние месяцы усиленно искала новую квартиру. Оставаться с больным супругом в холодном жилище с вечными сквозняками и каменным полом было немыслимо.
8 ноября 1932 года состоялся переезд. Новая квартира располагалась вблизи Булонского леса на улице Трансвааль, Булоньсюр-Сен (11, rue du Transwaal, Boul. s/S).
К весне 1933 года Александру Константиновичу становится немножко легче. Вновь гостит у него
Начались ежедневные прогулки в Булонском лесу с прилегающими к нему оранжереями барона Ротшильда. 23 апреля Глазунов вместе с супругой присутствует как почетный гость на освящении помещения Русской консерватории. С двойной радостью приветствует его принцесса Елена Заксен-Альтенбургская, сама вышедшая «в свет» после длительной болезни. 27 мая Александр Константинович исполнил в консерватории свою Русскую фантазию вместе с Лишке на двух роялях
Он посетил концерт
В это время
Часто приходят в гости братья Конюс. По четвергам Александр Константинович вновь посещает Беляевские заседания. Он присутствует на репетиции концерта сына
В конце сентября Глазуновы навещают Метнеров, которые жили близко, не более чем в трех километрах, но поездка к ним с пересадками отнимала около двух часов. От нового жилища Метнеров они пришли в полный ужас: «Комнаты — какие-то чуланы на песке без фундамента. Лестница, ведущая в спальни во 2 и 3-ий этажи — ужасна. Вероятно, в квартире будет сыро и холодно. Когда хозяева настойчиво расспрашивали нас о достоинствах нового их жилища, перед самым ужином раздался легкий треск, и электричество погасло, конечно, на весь вечер. Достали свечу, и при слабом свете, как в годы нашей революции, просидели за столом... около
Несмотря ни на что («мысли мои о музыке моей переживают вялость, не то что полгода тому назад, когда я кончал
14 октября Глазунов дирижировал в парижском зале «Паделу» (Pasdeloup) свой Виолончельный концерт с участием Эйзенберга, ученика П. Казальса. Двум концертам (с различной программой) дирекция отвела всего три репетиции, и дирижер Хассельманс, выступавший вместе с композитором, сделал все возможное, чтобы выкроить лишних полчаса для Александра Константиновича. Эйзенберг знал свою партию «назубок», играл очень ритмично и музыкально. Автору и солисту пришлось выходить очень много раз на вызовы, которые никак не смолкали. «Дирижируя почти после 2-х годовалого перерыва... я вскоре вошел в
Самочувствие к этому времени вроде бы улучшилось, но экзема перешла вдруг на правый бок. Инспекция по налогам стала требовать выплат от доходов, которых Глазуновы до тех пор не начали платить. А денег почти что не было. Врачи, лекарства, смена квартир, редчайшие поездки на курорты, дороговизна жизни поглощали полностью все доходы.
Академия искусств по собственной инициативе устроила концерт из камерных произведений Глазунова (исполнялся Седьмой квартет). Автора приветствовал 90-летний композитор Шарль Видор, непременный секретарь Академии, который сидя дирижировал концерт. Несмотря на это, движения древнего маэстро были очень уверенны и оркестр его слушался.
В предпоследний день декабря
1934 год начался сильным гриппом с бронхитом и невероятной зубной болью. Продолжавшийся процесс по беляевскому делу выматывал и все силы, и деньги. Повестка, по которой Александра Константиновича в качестве члена Попечительного совета беляевцев 9 января вызывали в суд, вновь сильно расстроила его.
13 января Глазуновы посещают зал «Колонн» (Colonne), где скрипач Куленкампф исполнял концерт композитора, а в заключение вечера Александр Константинович даже рискнул направиться на день рождения к Терезе Лешетицкой.
Тогда же композитора посетил дома датский саксофонист Сигурд Рашер, и под его влиянием Глазунов соглашается приступить к сочинению Концерта для саксофона-альта.
В начале марта гостит у Глазуновых бывший профессор органа в Петербурге
23 марта Рахманинов пригласил Александра Константиновича на свой концерт, прошедший с большим успехом. После выступления был торжественный ужин у дочерей Сергея Васильевича - Александр Константинович чувствовал себя настолько хорошо, что ушел только во втором часу. Ольге Николаевне вечер показался довольно скучным, но она с радостью оставалась из-за приподнятого настроения супруга. Что касается концерта, то Глазунов сообщает в письме от 24 марта 1934 года:
«Отдавая должное мастерству
Глазунов усиленно работает над Концертом для саксофона. В конце мая он многократно посещает репетиции Артуро Тосканини, с особенной теплотой отнесшегося к нему. Тут же он знакомится с Отторино Респиги (довольно хорошо владеющим русским языком) , который сразу же пригласил Глазунова на премьеру своей оперы «Мария Египетская».
В очередной раз присутствует Александр Константинович на концертах Горовица.
В июне-июле в Париже находится критик и музыковед Отто фон Риземан, который решил писать биографию Глазунова на английском языке. Работа в первые дни продвигалась довольно успешно. Уже были записаны впечатления от концерта на выставке в ра-риже в 1889 году, посещения дачи в Царском, где гостя принимал
Вместе они посетили Сен-Жермен, Медон, Версаль, где у входа в парк их встретил
Фон Риземан вернулся в Швейцарию и должен был возвратиться осенью для продолжения работы.
Поступило приглашение из Софии для совместного выступления с
В начале августа Глазуновы уехали на два дня в Руан, где им показывал город знаменитый органист и композитор Марсель Дюпре, местный уроженец. Александр Константинович называл его «чудом Парижа» и позже написал и посвятил ему Фантазию для органа.
9 сентября
В конце сентября Рахманинов сообщил по телефону, что фон Риземан серьезно заболел, вскоре поступило сообщение о его кончине в Люцерне от грудной жабы. Работа по составлению биографии была навсегда прервана, а записи автора бесследно
В середине декабря Глазунов посетил Русскую консерваторию, где исполняли его Саксофонный квартет, посвященный парижской «Республиканской гвардии».
1935 год связан с большим упадком сил. Приходится отменить намечавшиеся концертные поездки в Ригу, Таллинн и Каунас. В залах Парижа в это время исполняют Пятую и Шестую симфонии, «Роете Epique», «Стеньку Разина» и многое другое. Неутомимый старичок Шарль Видор устроил в историческом Павильоне де Каэн вечер произведений Александра Константиновича, что вызвало у композитора радостное настроение. Он посещает разные репетиции и присутствует на некоторых концертах.
7 августа скончался
Марсель Дюпре посещает Александра Константиновича, который сыграл ему у себя дома законченную весной Органную фантазию (поначалу он собирался сыграть ее в доме М. Дюпре в Медоне, где имелся громадный орган).
Состояние здоровья ухудшается: простуды, боли и экзема уха, экзема лица, воспаление вен. Доктора запрещают читать и писать, приходится носить темные очки. Он не может не только ходить или стоять, больно даже лежать. Играть на фортепиано Александр Константинович может главным образом левой рукой. И все же ему удается, хоть и с величайшим трудом, принять участие в конкурсе шестнадцати трио по случаю 50-летия издательства М. Беляева.
В Париже в это время с наслаждением пересказывают историю балерины Семеновой, жены советского чиновника
8 января 1936 года Александр Константинович посылает чете Метнеров поздравительное письмо:
«...примите самые горячие поздравления и наилучшие пожелания к Новому високосному году, число которого делится на самые простые множители 2 и 11, что говорит к благополучию. За все время я отлучался лишь по обязанности в Русскую Консерваторию, где происходило проигрывание... на Беляевском конкурсе 16 фортепианных трио. Ощущаю душевный голод от отсутствия бесед с Вами. Сейчас живущие музыканты либо ударились в модернизм в худшем смысле, либо «качаются».
21 февраля на аукционе Друо проходила продажа автографов, в том числе бьиги проданы три письма Бородина (из переписки его в 1884 году с одним иностранным дирижером). В одном из них он писал о Глазунове:
«Вы хотите знать, есть ли в новой русской школе талантливые молодые композиторы. Начну с самого молодого. Я назову Вам, прежде всего, Александра Глазунова. Это талант совершенно исключительный. Будучи еще гимназистом, пятнадцатилетним мальчиком, он владел уже полностью консерваторской наукой; он владел в совершенстве гармонией, контрапунктом, формой, инструментовкой, музыкальной литературой. Одаренный феноменальной памятью, он знал наизусть все самые замечательные музыкальные произведения...»
3 марта Рахманинов играл в зале «Плейель», сбор от концерта предназначался в пользу русских благотворительных организаций во Франции. Александр Константинович намеревался посетить концерт, но чувствовал себя настолько худо, что вообще не мог покинуть квартиру. Нужно было беречь последние силы: афиши и газеты сообщали, что симфонический оркестр «Lamoureux» свой очередной концерт даст 21 марта в зале «Гаво» и посвящает его 70-летию со дня рождения Глазунова.
А русский Париж жил своей жизнью. Главной темой разговоров была кончина (2 марта) в Аморбахе (Бавария) Великой Княгини Виктории Федоровны, супруги главы Императорской Фамилии Великого Князя Кирилла Владимировича.
А в тридцати минутах езды от Парижа в Нуази-Ле-Гран в это время мать
А друзья и враги бывшего главы Временного правительства
8 марта состояние здоровья Александра Константиновича настолько ухудшилось, что его увезли в клинику Вилла Боргезе в Пари-Нёйи (Paris-Neuilly). После довольно тяжелой недели наступило улучшение, но в ночь на 21 марта случился тяжелый приступ уремии. Мы дежурили у его кровати всю ночь, и в 8 часов утра он тихо и мирно скончался на мамочкиных руках.
Вечером зал «Гаво» был переполнен, и дирижер оркестра «Ламуре» Эжен Биго сообщил публике о кончине Александра Константиновича Глазунова. Назначенный по поводу 70-летнего юбилея концерт звучал в память о великом композиторе.кончине Александра Константиновича Глазунова. Назначенный по поводу 70-летнего юбилея концерт звучал в память о великом композиторе.
Заупокойная литургия и отпевание усопшего состоялись 24 марта в 10 часов утра в русском кафедральном храме св. Александра Невского. Служил митрополит Евлогий с протоиереями о. Смирновым и о. Сахаровым, архимандритом Никоном при протодьяконах Тихомирове и Уварове. Пел большой митрополичий хор под управлением
Храм был настолько переполнен, что более сотни присутствовавших оказались за его пределами. Гроб утопал в цветах: венки от семьи, от Музыкального общества, Русской консерватории в Париже, от беляевцев, Хора донских казаков
Всех присутствовавших на отпевании не перечислить, но среди них были: Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов
Среди известных лиц стоит также перечислить следующих: дочери
Владыка митрополит Евлогий в прощальном слове, говоря о национальном значении музыки
В 13 часов под пение «Святый Боже» гроб из церкви вынесли друзья и почитатели композитора, он был доставлен на кладбище Нуво Симетьер, де Нёйи (Nouveau Cimetiere de Neuilly). Согласно последней воле почившего на кладбище присутствовали только семья и близкие друзья. Под пение квартета профессора
«Опустивши в могилу нашего дорогого сотрудника и друга
В парижской газете «Последнiя новости» от 29 марта 1936 года появилась статья уже известной тогда журналистки и писательницы Нины Берберовой:
«...Помню его дом на Казанской. Отец его умер, а мать в голодные годы революции, окруженная приживалками, после былого купеческого раздолья, голодала и холодала, была уже древней старухой, никого к себе не пускала, едва разговаривала с собственным сыном. В доме был полумрак, закрытые двери, узкие лестницы... И совсем другим был тот дом, где он жил и болел в Булони, откуда месяц тому назад его увезли в больницу.
Окно выходило на далекую зелень парижских предместий. В кабинете, куда я не без робости вошла, стоял письменный стол, кресло, пианино... Он был единственный из тех, кого я имела счастье видеть, кто знал Чайковского, будучи вполне взрослым человеком, кто пил с ним у Палкина на ты, кто видел его в трудные минуты жизни. Они ехали вдвоем по Невскому на извозчике, ночью, после Шестой симфонии, и Глазунов молчал, потому что имел право не льстить Чайковскому. Он говорил о том, как Лядов («милый, очаровательный, умный, дорогой мой друг») и он, Глазунов, одно время были в Чайковского «влюблены», — он казался им самым «волшебным», волшебнее «наших всех».
— Вы непременно об этом где-нибудь упомяните, — сказал он... Когдя я взглянула на часы, я увидела, что прошло два часа.
Но он ни намеком, ни жестом не дал мне понять, что поздно... На прощание он протянул мне прекрасную руку и улыбнулся серьезным лицом и смотрел внимательными глазами, как я спускаюсь с лестницы».
Вечером 24 марта в зале «Плейель» под покровительством французского генерала Марио пел Донской казачий хор
Елена Глазунова-Гюнтер