Несокрушимая этическая константа. Он никогда не менял своих убеждений. Никогда не менял своих вкусов. Сейчас мне почему-то кажется, что это, может быть, даже и не очень хорошо. А иногда я думаю: откуда эта незыблемость, в конце концов?
Я встретил на своем пути трех гениальных русских музыкантов. Они были разные по характеру, но их объединяло высокое человеческое достоинство, моральная чистота и благородство. Это были Николай Яковлевич Мясковский, Николай Сергеевич Жиляев и Сергей Сергеевич Прокофьев. |
Из дневников Е. К. Голубева
Ту культуру, частью которой они были (будем точны: это не поколение
На основании исторического опыта убежден, что награждать композиторов, поэтов, писателей, художников при жизни не следует. Истинную оценку могут дать только десятилетия. |
Из дневников Е. К. Голубева
И вот они-то, «старики», наверное, стали воспринимать музыку предвоенного поколения как рецидив того холопства, той безграмотности, той антикультуры, против которой они всегда боролись, одновременно, боровшись, отгородились от нее, от этого «Хама». И не услышали отдельных голосов этого поколения; им показалось, что «хамы»-то - вот они идут... Куда это они? Мы еле выжили, мы воспитываем мену, X, Y, Z - и вдруг появляются какие-то А., Б., В. - да кто это такие? Не наши! Мы же - та эпоха, это знаете, Костомаров, Ключевских, или Семевский, например.
Я видел
А человек он был осторожный, мудрый, приглядывался, терпел меня. Кое-что давал послушать сам, дома - и говорил с иронией: «А что, Вы разве интересуетесь моей музыкой?» Не переносил моей любви к Лютославскому: очень сдержанно себя вел, но тонко иронизировал... (А позже я получил автограф: «В знак памяти нашего музыкального родства»).
Он часто говорил: «Я умру, мне пора умирать, мне пора умирать и потом только, может быть, Вы будете моей музыкой интересоваться». Он, конечно, был прав. Я писал тогда эти алеаторические дуэты, квартеты... А теперь чувствую по нему страшную ностальгию, и мне хочется с ним говорить. И я теперь понимаю, что когда нас учат наши профессора, мы набираем лишь сумму элементарных приемов: флейта над или под, а вот личностное влияние, оно скажется потом. И оно сейчас уже начинает сказываться. Как - я не знаю; чувствую, что я по нему тоскую, почему - не знаю.
Русской интеллигентности, в силу ее «всемирной отзывчивости», была присуща одна особенность: недооценка своего родного. Нормальное развитие творчества в диктаторских условиях исключено. |
Из дневников Е. К. Голубева