Расшифровывая понятие «церковная музыка», в приведенный выше достаточно впечатляющий «послужной список» композитора следует прибавить четыре литургии, Всенощное бдение, хоровой цикл «Страстная Седмица», несколько духовных кантат, шесть месс, мотеты, псалмы и пр. для разных составов.
Нельзя сказать, что имя и музыка Гречанинова когда-либо были у нас под запретом. Автор этих строк, например, помнит имя Гречанинова лет с шести, с начала обучения в музыкальной школе Гнесиных, где детские пьесы, песни и легкие хоры Гречанинова по традиции - он же был педагогом этой школы - тщательно культивировались. Разумеется, нам не излагали его биографии, и, играя в 1-ом классе пьески Александра Тихоновича, я не могла и подозревать, что их автор жив - в далеком Нью-Йорке: для меня он находился в другой эпохе, там же, где автор «Снегурочки» с длинной бородой и, пожалуй, автор «Камаринской» в феске. Консерватория несколько уточнила первоначальное представление, но все равно, симфонии Гречанинова, его «Добрыня Никитич» оставались в далеком прошлом - казалось, это способный, мастеровитый композитор, вообще же не то эклектик, не то эпигон Новой русской школы.
Иной взгляд на Гречанинова возник - полагаю, не только у меня - около трех лет назад, когда в московском концерте Петербургская капелла под управлением Чернушенко спела «Страстную Седмицу». Потом - знакомство со Второй, Третьей (Демественной) литургиями, со Всенощной и отдельными духовными хорами, в основном, по нотам - Гречанинова у нас поют пока очень мало - подтвердили ощущение силы, красоты, почвенности, возникшие после слушания «Страстной Седмицы». Пресса дореволюционных лет тоже давала этим сочинениям очень высокие оценки. Стало ясно, что скромный автор детских пьес и «Добрыни Никитича» - ведущая фигура «новой школы церковной музыки», вместе с Александром Дмитриевичем Кастальским. Кстати, обнаружилось, что и в светской музыке Гречанинова есть интересное: например, опера-мистерия «Сестра Беатриса» по Метерлинку - прелестный, неувядающий московский «Модерн». Естественно, захотелось узнать, что писал композитор в течении тридцати лет, проведенных за рубежом. По архивам, по знакомым, собирая, удалось познакомиться с Четвертой литургией, некоторыми мессами, потом с рукописями «Вселенской мессы» - вероятно, центрального зарубежного сочинения Гречанинова. (Может быть, и удастся нам «поднять» эту мессу на следующем фестивале!) Все это оказалось по-настоящему хорошей музыкой: композитор не стоял на месте, а шел вперед и всегда в своем собственном русле - так же, как, например,
Думаю, что настоящее открытие Гречанинова нам еще предстоит. Но такая уж вышла удача, что на нынешнем фестивале мы получаем возможность услышать духовную музыку композитора, написанную в разные эпохи: дореволюционную (точнее, накануне-революционную) - Демественная литургия, концертные арии на духовные тексты и зарубежную - две мессы, одна парижская и одна американская.
Об истории этих сочинений говорится в печатаемых ниже фрагментах из автобиографической книги композитора и в выдержках из его переписки. И то и другое у нас не опубликовано, и если книга «Моя жизнь» иногда хотя бы цитируется, то на эти письма до сих пор не обращали внимания. Один из адресатов - Вера Ивановна Гречанинова (Рерберг; из семьи известного инженера), первая жена композитора и его верный друг, оставшаяся в Москве после его отъезда за границу. Она собственноручно переписала из посланий Александра Тихоновича и других источников все, касающееся творчества, составив таким образом его музыкальную биографию. Другой адресат - Владимир Александрович Зиринг, пианист, педагог Московской консерватории, в прошлом сотрудник Гречанинова в области музыкальной педагогики. В конце войны, когда на короткое время приоткрылись створки «железного занавеса», он напомнил Александру Тихоновичу о себе, и 80-летний композитор с радостью откликнулся на весточку с Родины. Главная тема их довольно обширной переписки - судьба музыки Гречанинова в России, ее издание, исполнение. Самое трогательное здесь, быть может, надежда старого человека на то, что жизнь в России изменится, что вспомнив о нем, вспомнят о его музыке, в том числе музыке духовной, и будут ее вновь издавать и исполнять. Всякий, представляющий себе жизнь страны в конце 40-х годов, не может не усмехнуться горестно на вопрос Гречанинова к Зирингу: есть ли в продаже в Москве старые, юргенсоновские издания его духовных сочинений. Да их не то что в 1947-м - даже в 1987-м очень трудно было извлечь из библиотек, и только с 1988-го стало возможным петь, не опасаясь серьезных последствий! Вероятно, определенную роль в представлениях Гречанинова (и не его одного) относительно изменений в советской действительности, в частности, в отношении Советской власти к церкви, играла пропаганда: в эмигрантских изданиях конца войны и первых послевоенных лет эта тема часто доминирует (неслучайно же посетил Гречанинова в Нью-Йорке секретарь патриарха). С иллюзиями такого рода во многом был связан поток репатриантов - русских людей, возвращавшихся из-за рубежа в Россию. «Народ-победитель, - думали они, - не будет более рабом в своей стране», - и, возвращаясь, большей частью попадали в лагеря, в ссылку...
Чисто музыкальная проблематика духовного творчества Гречанинова, его стиль - особая тема, которую нет возможности сейчас развивать. Хотелось бы только обратить внимание на преобладание в духовной музыке композитора светлых тонов, торжественных и лирических. В дореволюционном творчестве особенно много «хвалитных песнопений»: «Воскликните Господеви», «Свете тихий», «Хвалите Бога во святых его», «Слава в вышних Богу», «О Тебе радуется», основополагающая черта мировоззрения Гречанинова. Как говорит он сам, «постараемся прожить с возможною для нас радостью и любовью к людям и природе, в чем и заключается весь смысл жизни». Таким Гречанинов остался до конца своих дней.
Вернуться