СОФИЯ АСГАТОВНА ГУБАЙДУЛИНА
Вернуться
На маленькую девочку, обожавшую танцевать под гармошку соседского мальчика, обратила внимание учительница музыки. Крошечная Соня (ей было 5 лет) всеми силами упрашивала взрослых, чтобы ее отдали в музыкальную школу. Она жила тогда в Казани (а родилась в Чистополе Татарской АССР 24 октября 1931). Родители ее Федосия Федоровна Елхова и Асгат Масгудович Губайдуллин, не были музыкантами. Отец имел специальность инженера-геодезиста, одно время заведовал кафедрой геодезии в Казанском строительном институте. Дед, Масгуд Губайдуллин, был муллой и незадолго до смерти получил предложение стать муфтием. Соня, учившаяся у многих прекрасных преподавателей в школе, музыкальном училище, затем как пианистка окончила Казанскую консерваторию (1954) — ее педагогами по фортепиано были Л. Г. Лукомский и известнейший теоретик пианизма Г. М. Коган, по композиции — А. С. Леман, позднее зав. кафедрой сочинения Московской консерватории. В том же году она переехала в Москву, где закончила консерваторию как композитор — в 1959 у Н. И. Пейко, затем прошла аспирантуру под руководством В. Я. Шебалина (до 1963). На выпускном экзамене в консерватории Губайдулину поддержал Д. Д. Шостакович, сказавший ей такие слова напутствия: «Я Вам желаю идти Вашим «неправильным» путем». София навсегда выбрала трудную судьбу свободного художника. Чертами ее личного быта стали железный распорядок дня, физкультурные занятия («физическое должно само «выдавать» музыку«), включение телефона только в определенную минуту суток, стремление иметь долгое, ничем не прерываемое время для творчества, в случае цейтнота — непрерывная работа в течение суток-двух без сна. Средства к существованию находила благодаря написанию киномузыки. Лишь в 1969—1970 она работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, была членом Художественного совета. В Союзе композиторов десятилетиями встречала недоброжелательность, вплоть до слов «веточку надо рубить». Редко исполняемая, она оставалась известной лишь сравнительно узкому кругу музыкантов-профессионалов. С 1975 входила в импровизационную группу «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. Перелом наступил в 1985, с началом перестройки в стране, когда для Губайдулиной стало меняться ее положение практически запрещенного композитора, появилась возможность выездов и на собственные концерты за рубеж. Стремительно, в течение нескольких лет, она обрела мировое признание. Заголовок в одной из газет США (1988) гласил: «Запад открывает гений Софии Губайдулиной».
В 1990, перед самым распадом Советского Союза, стала членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий СССР в области литературы и искусства. В 1991 получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. В 1992 переехала в собственный дом в Аппен под Гамбургом, сохранив российское гражданство.
Композитор имеет почетные звания, Всесоюзную и Международные премии, в их числе: Заслуженный Деятель Искусств РСФСР (1989), Премия имени Сергея и Натальи Кусевицких в США (1990, 1994), Премия Седьмого Международного фестиваля женщин-композиторов в Гейдельберге (1992), Госпремия России (1992), Премия Империале в Японии (1998), Премия фонда «Библия и Культура» в Германии (1999), Орден «За заслуги в науке и искусстве» в Германии (2000), Гете-медаль Общества Гете в Веймаре (2001). Фестивали в честь Губайдулиной регулярно проходят в разных странах мира.
Валентина Холопова
Опубликовано: Валентина Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. Москва «Композитор» 2001
Вернуться
Используются технологии
uCoz