«Радость моя заключается не в перспективе моей личной известности, славы, почета и т. д. - всего, чего я не только не жду, но даже побаиваюсь, а в сознании, что, может быть, скромная моя работа всей жизни не была напрасной, как мне иногда стало казаться за последние
Николаю Карловичу Метнеру не очень везло на восторженную или хотя бы просто сочувственную критику. У известных музыкальных публицистов тех лет, скажем,
Предельно честный в жизни и искусстве, Метнер ненавидел всякую моду, иной раз, впрочем, не умея разглядеть за неприятным ему модным обличьем действительно талантливое содержание. (В сущности, почти все композиторы-новаторы первой половины XX века прошли мимо него.) Возможно, по этой причине Николай Карлович, эпизодически участвуя в концертах «Дома песни» и некоторых других кружков, остался свободен от всех течений и объединений. Даже музыкальные ориентиры, которые в нем угадывали («русский Брамс», «первый в России актуальный бетховенец»), не были для той поры характерными и
И вместе с тем, Метнер был современным художником и художником, глубоко русским по природе, несмотря на «германофильство», в большей степени внушаемое окружением, и в первую очередь, братом Эмилем, блестящим знатоком европейского искусства и философом. Стоит только вслушаться в начало Первого фортепианного концерта, многих сонат и сказок, чтобы с первых звуков, настойчиво призывающих: «Слушайте, слушайте, слушайте!» (подтекстовка темы e-moll'ной сонаты) ощутить тревожную атмосферу «предчувствий и предвестий». Отсюда, возможно, и такая беспокойная, прихотливая, изменчивая ритмическая стихия метнеровской музыки. Композитор называл ритм «пульсом музыки». У него этот пульс часто нервный, с постоянно меняющимися акцентами, но всегда заключенный в гранит такта. (Вспомним известное выражение Мясковского «чувства в
В сущности, весьма своевременными и дельными были рассуждения композитора о простоте как противовесе излишней сложности (к подобным мыслям периодически приходили позже и другие - достаточно вспомнить «новую простоту»
Метнер, далекий от политики, даже враждебный ей («Политика в своем влиянии на искусство есть проклятие для него»), никогда не был безразличен к судьбе России, ощущая себя более горячим патриотом, чем это могло показаться со стороны. Свидетельств тому немало. Это не только нашумевший в свое время инцидент «Метнер - Менгельберг», где композитор отстаивал честь русского музыканта, но и страстная молитва, посланная через самое святое, что у него было, - через музыку: в нотах a-moll'ной сонаты, op. 30, сочинявшейся в годы Первой мировой войны, находим запись: «Дай, Господи! Дай России счастье. Дай, Господи». И никогда не затихавшая тоска по Родине в эмиграции, где появились самые русские по содержанию циклы сказок и пушкинские романсы, подобно тому как Бунин или Тургенев вдали от России создавали поразительно точные и тонкие, истинно национальные произведения.
Американский музыковед И. Яссер писал уже после смерти Метнера: «Метнер... считал себя совсем русским человеком, каковым он в действительности и был по своим взглядам, привычкам, вкусам, а также по бескорыстному идеализму и жертвенной преданности своему
Татьяна Масловская
Вернуться