ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО Н. Я. МЯСКОВСКОГО
     ПЕСНЯ И РАПСОДИЯ

Вернуться

       Следующий фортепианный опус Мясковского — Песня и рапсодия представляет собой двухчастный цикл, который сам автор охарактеризовал в дневнике как «что-то вроде сонаты для ф-п.»1. Как и Сонатина, произведение было написано весной 1942 года в Тбилиси.
       Приверженность Мясковского к трехчастному сонатному циклу с устойчивой образной и конструктивной функцией каждой из частей в фортепианном творчестве 40-х годов позволяет трактовать Песню и рапсодию как два традиционных звена — медленную часть и рондообразный финал — «усеченного» трехчастного цикла.
       Так же, как и в медленной части Сонатины, повествовательный характер, эпическая неторопливость, искренность и задушевность лирики, связанной с традициями русского фольклора (но не в его древнейших, а в более современных образцах), определяют мелодический облик темы Песни:

Песня
Пример 38
       Вслушиваясь в эту мелодию, невольно вспоминаешь многие лирические темы Сказок Метнера (например, ор. 26 № 3, ор. 34 № 2 и др.). Общее слышится не только в образно-эмоциональном строе названных пьес, но прежде всего в их национально-русской почвенности2. Главное качество этих тем — близость к протяжным русским напевам с их затаенной грустью.
       Темы, положенные в основу Песни и названных Сказок, не почерпнуты прямо из народных источников. В них по-своему обобщены наиболее обиходные «интонационные формулы» многих народных напевов. Это сообщает песенным темам Мясковского и Метнера определенность национальной окраски, не лишая вместе с тем лирический мелос ярко выраженных индивидуальных черт3.
       Основные признаки темы Песни — диатонический склад с постоянным подчеркиванием квинтового тона, преобладание плагальных оборотов в гармонии, преимущественно поступенный характер мелодического движения.
       Фактура Песни в целом тяготеет к полимелодической. Во втором предложении темы Песни, например (см. с. 233, такты 10—18), в функции своеобразного подголоска выступает столь характерное для многослойной ткани Мясковского движение параллельными секстами. Как уже говорилось, это один из наиболее типичных приемов развития лирического и лирико-драматичсского тематизма в фортепианных и симфонических сочинениях композитора4. В репризном разделе трехчастной формы темы Песни этот выразительный мелодический «подголосок», перемещенный в верхний голос музыкальной ткани, приобретает особую напевность (см. с. 234, такт 6).
       Песенный характер тематизма сохраняется и в лирических эпизодах Рапсодии.
       Несмотря на обильный тематический материал, композиция этого двухчастного цикла отличается предельной цельностью, что обусловлено как интонационной общностью разных тем, так и тематическими арками, возникающими между частями цикла.
       Можно говорить о своеобразной «моноинтонационности» произведения в целом как о типичном приеме, обеспечивающем образно-тематическое единство в камерных и симфонических циклах Мясковского. Так, начальный тематический мотив Песий с характерным поступенным (нисходящим или восходящим) движением и пунктирным ритмом практически присутствует во всех важнейших мелодических звеньях сочинения, в обоих элементах темы, в центральном эпизоде Песни, а также в рефрене Рапсодии:
Пример 39a
Пример 39b
Рапсодия, г.п.
Пример 39c
Рапсодия, п.п.
Пример 39d
       Не менее существен и принцип свободной перестановки тематических структур, который также возникает на базе интонационного единства всего мелоса Песни. Сравним для примера ренризное проведение основной темы Песни с экспозиционным: середина темы Песни в репризе заменена равным по количеству тактов построением, извлеченным из среднего эпизода Песни (с. 239, такт 4 и далее).
       Близкий принцип «монтажа» используется и в репризном проведении побочной партии Рапсодии. Если в экспозиции она представляла период единого строения, то в репризе ее форма расширяется до простой трехчастной в результате введения (и очень органичного!) фрагмента из эпизода.
       Более традиционным приемом, уже отмеченным в стилистике ранних сонат, является перенесение темы из одной части в другую. Так, середина темы Песни, данная в ритмическом увеличении, становится побочной партией Рапсодии.
       Подобные перемещения крупных тематических построений, их свободные перестановки воспринимаются органично не только вследствие интонационной общности тематизма; в большой степени они оказываются возможными из-за преобладания экспозиционного принципа изложения тематического материала над разработочным.
       Мясковский свободно и оригинально трактует форму обеих частей цикла. Придерживаясь сложной трехчастной формы в Песне и рондо-сонатной с эпизодом в Рапсодии, композитор стремится к тесному единству двухчастного цикла и строит обе части как своего рода идентичные образно-драматургические структуры: жанрово-объективные образы крайних разделов обеих пьес (песня—танец) контрастируют с лирическими образами более субъективного плана (оба эпизода, идущие с ремаркой «con passione»).
       Это отчетливо видно из нижеприводимой схемы, подчеркивающей известный композиционный параллелизм Песни и Рапсодии:
Схема 4
       Показательно, что центральные эпизоды в обеих частях цикла тяготеют ие только к единой образности, но и к изложению в сходной фактуре: струящийся арпеджированный фон (в Рапсодии он устанавливается со второго предложения) и свободный полет мелодии, как это имело место в побочных партиях ранних сонат.
       Песня и рапсодия впервые были исполнены в Тбилиси в 1943 году В. Куфтиной; в Москве цикл прозвучал 14 марта того же года в интерпретации А. Ведерникова.

Е. Долинская


Опубликовано: Е. Долинская. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. Москва, «Советский композитор», 1980

Вернуться


1 Мясковский. СМ, т. 2, с. 452. : (назад)
2 В автографе и первом издании имеется английский заголовок: «Prelude and Rondo-Sonate». См.: Мясковский Н. Избр. соч., т. 10, с. 233. : (назад)
3 В творчестве самого Мясковского тема Песни возникает как естественная параллель кларнетному «запеву» и второй теме Пролога Двадцать первой симфонии, созданной двумя годами ранее Песни. : (назад)
4 Например, второе проведение главной партии во Второй фортепианной сонате, изложение побочной партии в первой части Семнадцатой симфонии, середина второй части Двадцать пятой симфонии и др. : (назад)
Используются технологии uCoz