Николай Яковлевич Мясковский родился в крепости Новогеоргиевск, близ Варшавы. В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР.
Среди сочинений: поэма-кантата Киров с нами, кантата-ноктюрн Кремль ночью, двадцать семь симфоний, три симфониетты, симфоническая поэма Алстор, увертюры, Дивертисмент, Серенада и Лирическое концертино для малого симфонического оркестра, концерты для скрипки, для виолончели с оркестром, тринадцать квартетов, девять сонат для фортепиано, циклы пьес для фортепиано, соната для скрипки и фортепиано, две сонаты для виолончели и фортепиано, романсы, хоры.
СИМФОНИЯ № 26 (на русские темы, op. 79. 1948.
I. Andante sostenuto. Allegro
II. Andante quasi lento. Allegro giocoso
III. Adagio. Allegro maestoso
«Знакомство Мясковского с расшифровками древнейших русских напевов XI-XII веков из так называемых «демественных» записей, выполненных проф.
26-я симфония (соч. 79, до мажор, в 3-х частях) монументальна, ясно выраженного героико-эпического плана. Отсюда тип ее музыкальной драматургии, основывающийся не на драматически-конфликтном развитии тематического материала, а на приеме главным образом контрастных сопоставлений больших пластов музыки. Особенно наглядно эпический характер замысла раскрывается в предварении каждой части симфонии вступительным эпизодом, выполняющим роль заставки. Между ними, при разном тематическом содержании, много общего в эмоциональном строе, стилистической манере. Все эти вступительные разделы неторопливы, даже медлительны по внутреннему двидению и темпу, идентичны по ладо-тональному колориту (каждый начинается с первой ступени ля минора и заканчивается пятой гармонической или натуральной того же лада), степенны, хочется даже сказать, «бесстрастны», словно заставки к эпическому повествованию.
Вместе с тем в каждой из заставок есть своя «особинка», подчиненная смыслу последующего. Так, вступление перед сонатным аллегро (первая часть) наиболее пространно. Характер музыки исполнен таинственности и значительности.
Вступление ко второй части лаконично. Здесь оно - песенный зачин трех солирующих голосов (сначала 1-й валторны, а затем последовательно вступающих 1-го и 2-го фаготов), приводящих к лирической основной теме хорового склада.
Вступление к финалу перекликается со вступлением к первой части, но в данном случае более отчетливо выражен повествовательный характер.
Принцип жанрово-картинного сопоставления распространяется и на строение всего симфонического цикла. После сонатного аллегро, наиболее контрастной и динамичной части цикла, следующую часть, Andantequasi lento, автор дает в ярком народно-жанровом преломлении. По форме анданте представляет собой сочетание сложной трехчастности с вариационностью: крайние разделы (помимо вступления) - три вариации на оригинальную, в русском стиле, тему, средний - десять вариаций на народную тему (так называемый «Рождественский» стих) оживленно-танцевального характера. Благодаря тому, что середина анданте вся выдержана в быстром темпе - Allegro giocoso - и носит характер развитого законченного эпизода, вторая часть симфонии совмещает функции медленной и скурцозной частей цикла, а это вносит необходимую контрастность.
Финал в форме рондо-сонаты со вступительной заставеой начинается темой гимна и заканчивается ею же, звучащей широко и мощно, как апофеоз главной идеи произведения.
Хотя этот образ является центральным и определяющим в финале, значительное место в ходе развития музыки занимают лирические темы, в том числе и тема вступления. Последняя появляется в репризе, составляя первую кульминацию финала. В коде на теме гимна наступает вторая и главная кульминация.
Оправданность медленного вступления, казалось бы, тормозящего течение музыки финала, заключается в том, что тема вступления преображается при повторении и тем самым активно влияет на содержание финала. «Бесстрастная» заставка вырастает в образ, исполненный могучей силы и размаха, который к тому же оказывается лишь предвестником еще более яркой вершины финала и всей симфонии, связанной с темой гимна. Отнюдь не стилизаторские цели ставил перед собой композитор. Образ Родины наших дней, могучий патриотический дух своего народа - вот что «слышал» Мясковский в музыке произведения, что стремился выразить средствами жанрово-эпического симфонизма, мастерски преломленными в присущем ему индивидуальном стиле».