НА ЮБИЛЕЙНОМ ВЕЧЕРЕ А. И. ПИРУМОВА

Вернуться

       В Рахманинове ком зале Московской консерватории был проведен вечер, посвященный 60-летию известного советского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Александра Ивановича Пирумова.
       Вечер открыл заведующий кафедрой композиции названного вуза А. Леман, рассказавший о творческом стиле А. Пирумова. Он выделил склонность автора к полифоническому мышлению, к опоре на традиции как старых мастеров — Букстехуде, И. С. Баха, так и более поздних — Танеева, Хиндемита, подчеркнув, что полифонизация ткани не скрывает глубоких корней армянского монодического мелоса, пронизывающего музыку А. Пирумова. И это создает оригинальный сплав полифоничности и восточной монодийности. А. Леман говорил о высоком профессиональном мастерстве юбиляра, отметив, что композитор никогда не стремится к внешним эффектам в своей музыке, а, напротив, глубоко претворяет классические принципы тематизма, гармонии, инструментовки. Оратор коснулся и педагогической деятельности А. Пирумова, профессора Московской консерватории.
       Прозвучавшие затем произведения полностью подтвердили слова об оригинальности стиля композитора. Слушатели с большим интересом восприняли Концерт для гобоя с оркестром, прекрасно сыгранный А. Рязановым и Камерным оркестром под управлением М. Адамовича. Удивительно теплые и светлые, словно озаренные солнечным светом темы концерта, напевные и танцевальные, проникновенно-мелодические и шутливо-скерцозные, определили в целом свежий колорит этого сочинения, окрашенного пасторальными тонами. Стройная двухчастная композиция завершилась реминисценцией тем первой части в коде. Особо следует сказать об оркестровке концерта: она очень экономна, прозрачна и при этом ткань будто сверкает, переливается яркими и нежными красками, нигде не заглушая тембр солирующего гобоя.
       Вариации для виолончели с оркестром на тему «Песни без слов» Чайковского раскрыли иную сторону стиля А. Пирумова. Написанное к юбилею великого русского композитора и посвященное памяти Д. Кабалевского (учителя А. Пирумова), это произведение интересно претворяет технику поли стилистических преобразований основной темы. Многогранное жанровое и полифоническое ее развитие приводит к появлению в кульминации вариационного цикла нового, драматического по характеру материала — сумрачной темы Пассакальи, контрастирующей со спокойной основной темой. Однако вслед за кульминацией общий колорит меняется, постепенно просветляясь; вновь звучат интонации «Песни без слов». Вариации, великолепно исполненные И. Гаврышем и названным выше камерным оркестром, произвели большое впечатление своей завершенностью, глубиной замысла, интересным композиционным решением.
       Во втором отделении юбилейного концерта коллектив М. Адамовича сыграл основанную на национальных армянских мелодиях Симфонию песнопений для оркестра. Строгий, сдержанный тематизм древних напевов вызывал в памяти суровые образы армянских храмов, их каменную резьбу, удивительные по красоте пейзажи Армении. Композитор создал цикл из шести частей, использовав для обработок восточных монодий формы и жанры старинной европейской музыки (прелюд, ричеркар, сонатина...). Вместе с тем ясно ощущалась ювелирная отделка деталей, связанных с восточной мелизматикой. Симфония построена как ряд красочных картин и имеет черты сюитного цикла.
       Три крупных полотна А. Пирумова получили самую высокую оценку слушателей. Александра Ивановича тепло поздравили его друзья, коллеги, ученики. Пожелаем и мы ему дальнейших творческих успехов.
       После концерта я побеседовала с композитором. Вот что он сказал: «Я, по заветам своего учителя Дмитрия Борисовича Кабалевского, уделяю большое внимание детской музыке. Закончил не так давно легкие сонатины для фортепиано, составившие сборник. Мною создан также четырехчастный хоровой цикл на стихи Пушкина. Одна часть из этого цикла уже прозвучала в исполнении Хора студентов Московской консерватории. Еще одна новая моя работа — «24 двухголосные фуги для фортепиано», вышедшие из печати отдельным сборником. После Виолончельного концерта, сыгранного на юбилейном вечере, думаю о сонате для виолончели и фортепиано, а также о фортепианном трио».

М. Скребкова-Филатова


Опубликовано: Советская музыка, 1990, № 10

Вернуться


Используются технологии uCoz