В истории исполнительского искусства нет музыканта, чье творчество было бы таким тесным образом связано с присутствием рядом другого человека, как это было у пианистки Марии Юдиной. Выбор исполняемых пьес сплошь и рядом диктовался личностью другого — будь это
Разумеется, огромное влияние оказывала на пианистку личность композитора-единомышленника. Как правило, это было решающим при формировании программ, когда наряду с классикой предполагалось исполнение современной музыки. Потому-то в разные годы, на определенном отрезке времени (он мог быть коротким или продолжительным) доминировали пьесы современников: она играла Метнера на заре своей юности после встречи с ним, совпавшей с ее штудиями богословия и философии, увлеченно исполняла пьесы
В этом созвездии, в этом ареале музыки XX века три имени сияли светом путеводных звезд:
Любая из «трех дружб» заслуживает кропотливого изучения, так как добавляет кое-что важное и к биографиям великих композиторов. Попытаемся несколько условно обозначить архетипы каждой их них, преломленные в творчестве пианистки.
Юдина —
Юдина —
Юдина —
В сердцевине темы «Юдина и Прокофьев» — не сусальное, ложнопатриотическое, а самоотверженное, остро трагическое чувство Родины. И то, что было сказано кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном о
«Прокофьев глубоко национален. Но национален он не квасом и щами условно-русского псевдореализма... Прокофьев национален строгостью традиций, восходящих к первобытному скифу и неповторимой чеканности резного камня XIII века на соборах Владимира и Суздаля. Национален восхождением к истокам формирования национального самосознания русского народа, отложившегося в великой народной мудрости фрески или иконописного мастерства Рублева. Вот почему так прекрасно звучит в его музыке древность — не через архаизм или стилизацию, но сквозь самые крайние и рискованные изломы ультрасовременного музыкального письма. Тут внутри самого Прокофьева такой же парадокс совпадения, какой мы видим, сталкивая икону с полотнами кубистов или живопись Пикассо с фресками Спас-Нередицы... Через эту свою первичность — глубоко национальный Прокофьев интернационален».
Именно Юдина, человек церковный, тонко чувствовала нетленную красоту древней русской культуры: иконописи, храмовой архитектуры, хорового пения. И воспевала ее на тысячу ладов — и устно, и письменно: достаточно перечитать ее статью о «Картинках с выставки» Мусоргского, которую сегодня можно поставить в один ряд с работами кн. Е. Трубецкого о русской иконе... Корневое, народное, выраженное современным языком, захватило Юдину в музыке
Но и другие стороны прокофьевского творчества, кроме русских тем, русского мелоса, сугубо прокофьевского лиризма и элегичности, оказались близки Юдиной. Это и дерзкий, эпатирующий способ высказывания, остроумие, переходящее в язвительность. Динамика, моторность, ритмические контрасты — это и юдинская стихия, в которой она превосходно себя чувствовала...
А еще их связывала любовь к программной музыке, к литературности в ней, зависимость от великих творений Шекспира, Пушкина, Достоевского — горячо почитаемых авторов, которые ставили и
...Первая встреча Юдиной и
Итак, музыку Прокофьева Юдина узнала рано, но сближение с ней не произошло. Бах — вот кто поглотил с юношеских лет музыкальные интересы пианистки. «Хорошо темперированный клавир» стал на многие годы ее настольной книгой. Как и Библия... Полифоническая музыка от Баха до Регера и Глазунова захватила тогда Юдину, но интересовала и та, которая, как ей казалось, отвечает ее тяге к метафизике. В программы ученических концертов она включает отнюдь не нашумевшие уже пьесы Прокофьева или Дебюсси, или первые опыты
И все же и для Юдиной пришел черед музыки современной в полном смысле этого слова. Академизм был преодолен к середине двадцатых годов, когда изменился весь музыкальный быт Ленинграда. Разумеется, Бах оставался незыблемым в ее программах, на нем покоилось ее музыкальное мироощущение, но время открывало новые горизонты, и, новатор по духу, Юдина устремилась к ним... Сначала это были романсы
Увы, Юдина выступала на эстраде много меньше других музыкантов. Периодически «пропадала». Время проходило во встречах с богословами, иереями; иным вскоре суждено было исчезнуть... Потому-то
9 апреля 1929 года в своем московском концерте (совместном с певицей
Лишь через год, 9 марта 1930 года, Юдина вновь обратилась к Прокофьеву — на этот, раз играла Четвертую сонату, пожалуй, ее любимую. К слову, Четвертуй играла и до войны и во время войны — в Москве и в блокадном Ленинграде, включала в программы пятидесятых-шестидесятых годов.
На этом концерте надо остановиться особо, так как для Юдиной он был историческим. Все, что игралось в тот вечер, исполнено ею было впервые: Лунная соната Бетховена, Интермеццо ля минор соч. 116 Брамса, Соната си-бемоль минор Шопена, Четвертая соната
Она играла в те дни, когда пересекались события, решающие как для пианистки лично, так и для страны, 1929-й — пик в разгроме церкви и ликвидации общин, не примкнувших к «обновленческой» официальной церкви. Шли повальные аресты и высылки священнослужителей и верующих, преданных патриарху Тихону (уже скончавшемуся к тому времени). Разгромлен был кружок «Воскресение», куда входила Юдина, пострадали многие ее друзья. Ждала ареста и Юдина, но не была арестована. К дню концерта она уже знала, что ее участь педагога и артистки решена: ровно через две недели «Красная газета» напечатала грубый фельетон о Юдиной — «Ряса у кафедры», а в мае она была изгнана из консерватории.
Наложилось и «личное» — крушение надежд связать судьбу с Михаилом Фабиановичем
Концерт имел огромный успех. Очевидец его, любимая ученица и друг Анна Даниловна Артоболевская рассказывала, что перед началом концерта толпа жаждущих услышать Юдину стояла от Невского до самого входа в Большой зал филармонии, а после исполнения ее засыпали цветами и дарили... иконки, передавая их из зала.
И снова современная музыка на три года исчезает из концертных программ Юдиной. Гонение на религию! «Я буду играть только Баха», — сказала себе Юдина и играла главным образом баховские сочинения, а рядом с ними — пьесы Бетховена, Шопена, Моцарта. Ибо Бах тоже изгонялся с эстрады как «опиум для народа». Каким-то чудом удавалось пианистке «пробивать» в реперткоме свои программы: возможно, имело значение расположение к ней иных из власть предержащих, например,
Познакомились Юдина и Прокофьев весной 1933 года в Тифлисе. Прокофьев совершал очередной краткосрочный вояж по Советскому Союзу (окончательно из-за границы на родину он вернулся в 1936-м). Юдина жила и трудилась здесь после изгнания из консерватории. Она готовилась к этой встрече в предчувствии ее значительности. Вернувшись очень ненадолго в Ленинград в январе 1933 года, она буквально убегает обратно - настолько подозрительным было ее положение изгоя и для концертных организаций, и для местной милиции. Забрав с собой брата Бориса, тоже безработного, в панике она забывает в Ленинграде необходимое. С дороги, из Баку, она шлет письмо ближайшей подруге, историку Елене Чеславовне Скржинской, прося срочно переслать в Тифлис... чулки, брошь — подарок
Она так и не сыграла там сонат Прокофьева — или ноты не дошли, или не успела выучить. Прокофьев услыхал ее Моцарта, Шопена и, разумеется, Баха. Он явился с поздравлениями за кулисы, а на следующий день в гостиничном номере, где остановился композитор, они переговорили о многом, Юдина посвятила Прокофьева в свои планы: она намерена сыграть Второй фортепианный концерт. Прокофьев обещал предоставить ей материал и обещание выполнил: ноты Юдина получила осенью в Москве.
Она оказалась в Москве в конце лета из-за тяжелого кишечного заболевания, была госпитализирована. Казалось, все ее планы снова рушаться. Но попав из больницы в подмосковный санаторий «Узкое» (в первую неделю октября), Юдина на плохоньком рояле к восторгу, равно и к ужасу отдыхавших здесь ученых и высокопоставленных чиновников начинает учить Второй концерт. А случай исполнить его представился неожиданно и скоро, «Оркестр Мосфила», самый сыгранный в стране после ленинградского филармонического, с которым чаще всего в гастроли по стране направляли зарубежных дирижеров, пригласил Юдину участвовать в концертах американского дирижера Яши Горенштейна в Киеве. Юдина предложила дирижеру исполнить впервые в СССР Концерт № 2
Горенштейн, одаренный дирижер-универсал, согласился. 2 ноября 1933 года в Киеве премьера концерта состоялась. С этого момента Второй концерт прочно вошел в репертуар Марии Вениаминовны. 16 марта 1935 года он был впервые исполнен ею в Москве в Колонном зале. Дирижировал Лео Гинзбург. Кроме Концерта Прокофьева и Первого концерта Чайковского она включила в программу новое для себя сочинение — Концерт Шумана. Если судить по рецензии
На благодарное письмо Юдиной композитор посылает ей ответ. Мы приводим его. Письмо написано в характерной прокофьевской
Поленово 3 июл 1935
Дрг Map Венмн,
Спcб p пьсм и з исполн 2-го кцр, Стршн рд, чт нкнц и диржр и орк отнелсь по срьзнму, а то в МСКВ бл тяжелй случай — по вине дирекции, дашей 11/2 peп, з чт я н раз потм колол еи глза. Я смущен, чт исплнние его тк терзает личн Вас, и жалею, чт Вы н будте игрть в Бку, во-првх, птму чт тм будт хрший фрцзск дирж Дезормьер, ктрй конечн отнстс внимтльно и мог бы бть Вам полезн дл згрнчных ангжмтв, а во-втрх, из его пргрм вычркнли мои симфчск вщи, чтб оствть 2-й кцрт. Втрое обстятс впрчм н существно, т. к. в авг. я сам буду диржрть там и игрть 3-й кцр, а первое более сущствно,
Шлю Вм самй теплй привт и наилуч пжлн
Вш СПРКФВ
6 апреля 1936 года Второй концерт снова был сыгран, на этот раз в Ленинграде, под управлением Фрица Штидри. Появилась только одна рецензия на этот концерт (о Юдиной как «неугодной» газеты и журналы старались не давать откликов; особенно трусливой была Москва) —
В середине тридцатых годов пианистка выступала редко — и концертов не давали, и заботы были все те же: помочь тем, чьи близкие были репрессированы или отправлены в ссылку (возила и сама им посылки). Но в эти свои редкие выступления она теперь уже неизменно включала пьесы
15 апреля того же года под управлением Прокофьева в Ленинграде была впервые исполнена вторая симфоническая сюита из балета «Ромео и Джульетта». 23 апреля Юдина присутствовала на московской премьере сюиты (дирижировал Э. Сенкар). Музыка ошеломила — близостью к первоисточнику, ее любимому Шекспиру, ошеломила глубоким проникновением в трагедию разлуки, трагедию, в сущности, переживавшуюся тогда всей страной. Ибо не было семьи, в которую не врывался бы злой рок. И пианистка обращается к автору с просьбой создать для нее фортепианную редакцию сюиты. Юдиной, в сущности, посвящены эти десять пьес из балета, созданные летом 1937 года и исполненные сначала
Приближалась Декада советской музыки в Москве (ноябрь 1938 года). Юдина делает новое предложение
Через неделю, 28 ноября, композитор и пианистка вместе выступают на эстраде Колонного зала Дома союзов. Это великолепное событие достаточно подробно описано в рецензиях. Вспоминает о нем и сама Мария Вениаминовна в очерке о
Война на некоторое время разлучила Юдину и
«Нет великого Патрокла
Жив презрительный Терсит»
Памяти погибших смертью храбрых самых дорогих: Кирилла Салтыкова, Вячеслава Владимирова и мгновенно угасшего учителя
Москва, Ленинград, Киев. Ноябрь — декабрь 38 г.
Москва, апрель 1943.
(Дни великой воины)
Концерт-Реквием.
Определяя Второй фортепианный концерт Прокофьева как Реквием, Юдина имела в виду первую часть с ее грандиозной каденцией. Посвящала она свое исполнение «самым дорогим»:
Вторая запись сделана в 1948 году: «Возобновляю для Риги 23-го октября 48 г. через 10 лет и через 51/2 лет — Москва». Исполнение в Риге Второго концерта было знаменательным: оно предназначалось для конкретного человека, университетского профессора Юдиной Льва Платоновича Карсавина. У него в двадцатые годы она училась на историко-филологическом факультете. Именно ради встречи с ним она организовала свои гастроли в Латвии, а затем в Литве, где жил
Итак, сама поездка, исполнение Второго концерта совершились ради Карсавина. Это был как бы сговор Юдиной и
В конце войны Мария Вениаминовна, все еще не имевшая своего дома, была великодушно приглашена Сергеем Сергеевичем и его женой Мирой Александровной жить в их московской квартире (сами они обитали за городом, на Николиной горе). «Дружба с ним и его Мирой — подарок судьбы», — писала Юдина в 1946 году
Не осталась безучастной Юдина и к готовившемуся концертному исполнению оперы Прокофьева «Война и мир» в 1945 году. Горячо «агитировала» друзей не пропустить премьеры (7 и 11 июня в Большом зале Московской консерватории), присутствовала сама и живо откликнулась на нее в письмах к композитору. Встречи Марии Вениаминовны с Прокофьевым были особенно интенсивны в 1945—1946 годах. Программы концертов, довольно редких в эти годы, обязательно содержали сочинения
1948 год принес новые беды художественной интеллигенции, самой Юдиной и в еще большей степени
Смерть Прокофьева 5 марта 1953 года была тяжелым горем для Юдиной. Она играет на гражданской панихиде и провожает его прах на Новодевичье кладбище. В июле того же года ей предлагают записать «Мимолетности». И это бесспорно гениальное исполнение мы теперь имеем возможность, в ожидании пластинки, изредка слышать и в наши дни по четвертой программе радио...
В 1954 году под знаком «оттепели» на эстраду вернулась музыка
У профессора
А. КУЗНЕЦОВ