Н. МЯСКОВСКИЙ.
     СОНАТА № 1 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО

Вернуться к С. Прокофьеву
Вернуться к Н. Мясковскому

Издание П. Юргенсона. Ц. 2 р. 50 к.


       Когда я обратил внимание одного пианиста на новую сонату, он ответил: «Что-с? Нет-с. Я уж лучше сначала выучу все сонаты Бетховена, а тогда примусь за что-нибудь новое».
       Очень солидно и еще более безнадежно. Ибо этой помпезной фразой, столь характерной для наших пианистов, руководят не возвышенные чувства перед старым божеством, а страх перед вкусами толпы, лень разобраться в новой вещи и главное жуткое незнание: хороша ли она или нехороша. А вдруг нехороша?! И чем сложнее вещь, тем дальше ее обходят наши благонравные пианисты, тем ближе они жмутся к проторенным дорожкам изданий Петерса и Литольфа.
       Соната Мясковского сложна, но как потеряют те, кого отпугнёт ее сложность! Благородство материала, тщательность отделки и увлекательность музыки заставляют считать ее одной из наиболее интересных сонат последнего времени. Начинается соната фугой. Затея оригинальная и вполне автору удавшаяся как по красоте самой фуги, так и по постепенности нарастания: скромная вначале, она затем ширится, растет, заполняет все регистры и, постепенно ускоряясь, попадает в Allegro с мятежной главной партией и ясной, ласкающей побочной (тема фуги в мажоре).
       Разработка вся написана одним духом, причем ее стремительный бег увеличивается по мере приближения к репризе. Лаконичность последней делает честь автору, ме желающему надоедать повторением материала, уже появлявшегося во всех видах. Мечтательное Andante построено на красивых гармониях, несколько запутанных сложной фигурацией. Но едва оно успевает замереть, как несколько резких аккордов возвращают из царства мечтаний к беспокойной жизни. Беспокойна отличная главная партия финала, беспокоен и ход с мастерски сделанным каноном. Финал написан в сонатной форме и отличается необыкновенной массивностью, которая достигает своего максимума в грандиозном заключении, достойным образом венчающим сонату.
       Несколько слов о недостатках сонаты. Впрочем, их я вижу мало, если угодно, то только один: чрезмерную грузность изложения, делающую сонату несколько утомительной и для слушателя и для исполнителя.

С. Прокофьев


Опубликовано: С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. Москва, 1956
Первоисточник: «Музыка», 1915, № 210, стр. 116

Вернуться к С. Прокофьеву
Вернуться к Н. Мясковскому


Используются технологии uCoz