«Летом 1935 года, одновременно с "Ромео и Джульеттой", я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием "Детская музыка", op. 65», - так в «Автобиографии» Прокофьев отметил рождение фортепианного цикла, ставшего со временем неотъемлемой частью репертуара начинающих пианистов.
Впоследствии композитор сделал оркестровое переложение пьес из «Детской музыки». Получилась сюита «Летний день».
Без сомнения, образцом для Прокофьева служили шумановский «Альбом для юношества» и «Детский альбом» Чайковского. Однако в своем цикле композитор не только следует романтической традиции, но и - незаметно, исподволь - спорит с ней.
Вспомним, что значил для романтиков мир детства.
Миньона из «Вильгельма Мейстера» Гёте. «Детские сцены» Шумана. «Щелкунчик» Чайковского. «Детская» Мусоргского. Мир чудесный, наивный, чистый и глубокий. Не всегда беззаботный. И часто - беззащитный. Романтический художник тоскует по этой утраченной цельности. Он стремится взглянуть на свет глазами ребенка.
Прокофьев как будто и не отказывается от такого взгляда. Он пишет - в соответствии с традицией - цикл зарисовок, объединенных общим повествовательным ходом. Стиль, приемы и манера изложения - типично «прокофьевские», хотя, конечно, с учетом исполнительских возможностей юных пианистов. «Детская музыка» - это картинки природы и ребячьих забав. Это летний день с утра до вечера. «Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полям и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...» - писал композитор в «Автобиографии».
В «Детской музыке» немало перекличек со «взрослыми» сочинениями Прокофьева. Достаточно сказать, что красивая и гибкая мелодия из предпоследней пьесы «Вечер» стала одной из «заглавных» тем балета «Сказ о каменном цветке». Отзвуки лирической темы из второй части Четвертой симфонии слышатся в музыке первых двух пьес - «Утра» и
Словом, между «детской» и «взрослой» музыкой композитора нет непреодолимых граней. «Взрослое» может становиться «детским» и наоборот. Отсюда - печать некоторой «деловитости», рациональности, которой отмечены даже лучшие детские произведения Прокофьева. И инфантильности - особенно в поздних сценических сочинениях.
В «Детской музыке» Прокофьев старательно избегает романтического психологизма. Здесь нет пьес, подобных «Болезни куклы» из «Детского альбома» Чайковского или «Зиме» Шумана. Пожалую, лишь
А вот знаменитый «Марш» - своеобразный, «строгий», без тени стилизации, со «взрослыми», чисто «прокофьевскими» гармониями. Но и тут мелькает добрая улыбка композитора. Уж слишком «Марш» серьезный и даже «надутый».
Стихия моторики, физического движения предстает и по-иному. «Тарантелла» и «Пятнашки» - самые быстрые пьесы цикла. Они даже немного похожи - прежде всего благодаря непрерывному движению триолей. Но если в «Тарантелле» танец захватывает всех, то в «Пятнашках» мы почти видим, как бегают, пытаясь догнать друг друга, играющие дети. Туда и сюда, постоянно меняя направление. Вперед и назад. Нечто похожее встречается иногда у Мусоргского - в его «детских» сценках, например в «Картинках с выставки». И даже
Контрастом выступают пьесы-картинки, пейзажные зарисовки:
Две миниатюры, заключающие сборник, тоже можно отнести к числу «пейзажных». Однако вечерняя и ночная пора воплощается не в статичной звуковой картине, а через свободно льющуюся мелодию
Лишь в двух пьесах цикла светлое и радостное чувство уступает место сумрачному и сосредоточенному колориту - в «Сказочке» и
«Искусство нашего века, - писал